logo search
Лекции атодороги ГСХ

1.2.2 Строительство автодорог

Понятие строительства автомобильной дороги включает в себя строительство, различные ремонты автодорог и модернизацию. Стоит учесть, что в это понятие входит надзор за состоянием уже построенных дорог, организация необходимых реконструкционных работ и контроль за их проведением.

Строительство имеет две неотъемлемых составляющих:

Технология работ отвечает на вопрос, как и чем выполнять тот или иной технологический процесс.

Организация же работ представляет собой увязку всех имеющихся ресурсов во времени, т.е. отвечает на вопрос , когда и кому выполнять данный технологический процесс.

Основной моделью организации производства работ является линейный график производства работ(рис.1), который устанавливает, какие виды работ и на каком пикете (километре) будут осуществляться в заранее определенный период времени (день, месяц).

Рис.1 Линейный график производства работ

В практику дорожного строительства за последнее время все больше внедряется так называемый поточный метод строительства. Этот метод является прогрессивным и характеризуется тем, что все виды дорожно-строительных работ выполняются специализированными машинно-дорожными отрядами, причем каждый идущий впереди отряд выполняет свой вид работ без пропусков, подготавливая фронт работ для следующего за ним отряда. Для успешного осуществления поточного метода все отряды действуют в одинаковом темпе, т. е. выполняют свой вид работ на участках одинаковой длины за одно и то же время. После прохода по трассе последнего машинно-дорожного отряда дорога может быть сдана в эксплуатацию.

Графики потребности устанавливают, какое количество рабочих (по профессиям), транспортных средств и дорожных машин (по типам) должно быть занято на строительстве за тот же период. Большей частью в линейном графике учитываются следующие основные виды работ: а) подготовительные работы (восстановление трассы, расчистка трассы от деревьев и кустарника, корчевка пней, осушка болот и т.п.); 6)  земляные работы по устройству дорожного полотна; в)  работы по устройству искусственных и гражданских сооружений; г)  работы по устройству дорожного покрытия (послойно); д)  прочие работы, связанные со сдачей дороги в эксплуатацию (отделочные, расстановка дорожных знаков и т. п.). Линейный график производства работ дает представление о ско­рости потока (), которая определяется делением длины участка), сооружаемого поточным методом, на количество дней, затраченных на сооружение этого участка ():

(1)

коэффициент, характеризующий сменность работы сотрудников. Наряду с линейными видами работ, которые показываются на графике производства работ наклонными линиями, такие виды работ, как устройство искусственных и эксплуатационных сооружений и осо­бо крупные земляные работы, являются привязанными к определенному месту. Поэтому они носят название сосредоточенных и показываются на графике вертикальными линиями. Сосредоточенные работы должны быть закончены к моменту подхода основного   потока.

Поточный метод обеспечивает высокую производительность труда при постройке дорог. Но успешное осуществление строительства дорог поточным методом возможно только при высоком уровне механизации дорожно-строительных работ. В связи с этим строители-дорожники за последние годы получают богатую технику - большое количество всевозможных дорожных и строительных машин: скреперы, грейдеры, экскаваторы, камнедробилки, катки, автогудронаторы, асфальтобетоноукладчики, бетономешалки и многие другие машины и транспортные средства, без которых было бы немыслимо выполнение дорожного строительства в значительных масштабах и высокими темпами. Вместе с тем активно развивается индустриализация строительства, заключающаяся в том, что многие дорожно-строительные материалы (асфальтобетонная масса, цементобетон, элементы мостов и труб из сборного железобетона и пр.) изготавливаются в централизованном порядке на крупных предприятиях промышленного типа и в готовом виде доставляются к месту их укладки или установки на трассе строящейся дороги. Транспортировка дорожно-строительных материалов оказывает большое влияние на стоимость сооружения автомобильной дороги. В целях снижения стоимости проектировщикам и строителям необходимо минимально использовать дальнепривозные материалы и изыскивать возможности применения местных строительных ресурсов. Стоимость постройки дорог зависит также в большой степени от характера местности, на которой прокладывается дорога.