logo search
gosy_poporyadku_2011g

Расселение в районах добывающей промышленности.

Характерная особенность такого расселения — рассредоточенный характер мест приложения труда.

В угольных районах главный фактор, определяющий выбор систе­мы расселения, — степень рассредоточенности мест приложения тру­да, мощность шахт и допустимые затраты времени на передвижение шахтера от места расселения к месту работы, а также возможность ре­ализации их с помощью транспортных средств.

П ринципиально возможны три системы расселения: децентрали­зованная по принципу шахта — поселок (мелкие пришахтные посел­ки с численностью населения в каждом от 5 до 10 тыс. человек); цен­трализованная (один город для всей группы шахт); групповая (город — главный центр расселения для всего месторождения с груп­пой спутников, приближенных к наиболее отдаленным шахтам).

В нефтяных Различные предприятия в нефтяных районах имеют существенные особенности с точки зрения условий расселения, что позволяет подразделять их на несколько групп: 1) объекты бурения, постоянно перемещающиеся по террито­рии района и рассредоточенные; 2) объекты добычи (скважины), ха­рактеризующиеся более постоянным размещением, также рассредоточенные; 3) объекты сбора и хранения нефти и газа, представляющие собой достаточно крупные и долговременные сооружения; 4) много­численные объекты, формирующие опорную базу освоения района (строительные базы, ремонтные предприятия, конторы и тресты, ремонтно-механические предприятия и др.), отличающиеся сравни­тельно большой численностью трудящихся и требующие удобного размещения по отношению ко всему обслуживаемому району; 5) нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства, нефтяное машиностроение, различные в разных районах по составу и мощности.

Фактор, влияющий на расселение в нефтяных и газовых районах, — организация транспорт­ной сети, существенно отличающейся от угольных районов. Большое значение здесь получает сеть автомобильных дорог в связи со значительными перевозками различных грузов и оборудования, а также и в противопожарных целях. Наиболее рациональным видом транспорта в нефтяных районах становится автобус;

В горнорудных районах условия расселения весьма разнообразны и определяются характером отработки месторождений, степенью кон­центрации трудящихся в местах приложения труда, наличием допол­няющих градообразующих факторов обогащения и переработки руд, подсобных и вспомогательных предприятий, предприятий обрабаты­вающей промышленности.

Для всех горнорудных районов типичен конфликт между стремле­нием к укрупнению населенных мест и возможностями доставки тру­дящихся к местам приложения труда, прослеженный выше на приме­рах угольных и нефтяных районов.

В лесных районах формируются сложные системы расселения, ох­ватывающие обширные территории, в пределах которых осуществля­ются заготовка, сплав и переработка больших масс леса. Важнейшие звенья этих систем следующие: