logo
gosy_poporyadku_2011g

13. Архитектура Тюмени. Деревянная резьба. Барокко, классицизм, модерн.

Тюмень - старинный русский город, сохранивший до наших дней свой древний центр, планировочную структуру, немало интересных памятников. Первыми каменными постройками в городе были церкви . На территории города Тюмени находятся уникальные культовые архитектурные памятники: Свято- Троицкий монастырь, Знаменский кафедральный собор, Спасская церковь, Костел святого праведного Иосифа Обручника или Римско-католический молитвенный дом, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Михаила Архангела. Особенностью Тюмени является сочетание современного города и старой "столицы деревень". Рядом с новыми особняками, коттеджами и многоэтажными микрорайонами теснятся кварталы старой, деревянной застройки с печным отоплением, даже в центре города. Тюмень окружают многочисленные садовые участки, где горожане с успехом решают продовольственные задачи.

Тюменская резьба обладает рядом особенностей по сравнению с резьбой других городов Сибири и центра России. Среди них и преобладание не пропильной, а глухой и накладной объемной резьбы, и своеобразие мотивов и приемов обработки дерева. Тюменская резьба «немногословна», точно рассчитанные, спокойные композиций наличников с сочно вырезанными деталями оставляют впечатление цельности и соответствия месту расположения. Они как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной. Глухая резьба выполняется на толстой доске путем углубления фона. Постепенно выявляется рельефный рисунок, высота которого колеблется от одного до двух сантиметров. Края его либо остаются острыми, под прямым углом к фону, либо округло моделируются. В зависимости от индивидуального почерка мастера рельеф оживляется различными по глубине и характеру дополнительными порезками, придающими сочность его формам. В Тюмени украшались глухой резьбой и одноэтажные, и двухэтажные здания.

В тюменской глухой резьбе нет такого разнообразия сюжетов. Здесь можно встретить лишь стилизованные мотивы солнца, занавесок с кистями и растительный орнамент, состоящий из стебля и листьев. Зато одинаковые, казалось бы, композиции интересны разнообразием своих вариантов, а главное - непохожестью приемов резьбы.

В деревянном зодчестве Тюмени ХIX - начала XX веков и его декоре нашли отражение различные архитектурные стили и направления. Однако это не привело к утрате чистоты того своеобразного стиля, который сложился здесь. Строители и мастера-резчики сумели в сложных условиях перестройки архитектурных привязанностей и вкусов, с одной стороны, и требований заказчиков - с другой, сохранить здоровый дух народного искусства. Они коллективно способствовали расцвету домовой резьбы в Тюмени и ее округе.

С особенным вниманием украшались наличники окон и парадные крыльца, выходящие на улицу, - с их помощью дом связан с окружающим его миром. Иногда наличники одного дома отличаются друг от друга: на главном фасаде - самые красивые, на боковом - скромнее и на дворовом - простые, с меньшим количеством резных деталей.

В орота, калитки, заборы декорировались в соответствии с общим замыслом. Особую выразительность городским деревянным зданиям придают аттики различной конфигурации, балюстрады, раскреповка карнизов, балконы, объемы крытых крылец, мезонины, ризалиты, эркеры. Украшенные резьбой, они выглядят очень живописно. в резном декоре деревянных зданий Тюмени можно усмотреть самые разные влияния. Элементы, пришедшие из архитектуры классицизма, встречаются с мотивами чисто народными, перекочевавшими из народных рисунков и вышивок, с предметов крестьянского обихода. Все вместе в случаях обращения мастеров к объемной резьбе как бы растворяется в динамизме барочных форм. Но народные мастера виртуозно «примиряли» элементы разных, подчас противоречащих друг другу стилей на сравнительно небольшом участке (допустим, в пределах одного наличника). Они сплавляли эти элементы воедино, достигая красоты частного и органичности облика всего здания. Можно сказать, что народные мастера создали особый стиль в деревянной архитектуре города, исполненный выразительности и благородства.

Расцвет Тюменского Классицизма в 50-е годы XX века.

З дание Администрации Тюменской области выполнено в традициях классической ордерной архитектуры. Шестиколонный портик коринфского ордера чётко контрастирует со стеной, решённой нейтрально и оживлённой лишь плоскими пилястрами. Глядя на здание, ещё раз удивляешься жизненной форме классических форм. Можно сопоставить архитектуру здания Областной Администрации и Дворца творчества детей и юношества. Оба они выполнены в классических ордерных формах, даже в одном и том же ордере — коринфском. Но различное назначение и различная градостроительная роль зданий определили и различные их объёмно-пространственные и декоративные структуры. Если главный фасад здания Администрации выполнен как единый монолит то фасад Дворца пионеров имеет дробную структуру : центр и фланги выделены далеко выступающими ризалитами, центральный к тому же выделяется своей высотой над протяжённым двухэтажным основным корпусом. Такая композиция определила более мелкий масштаб Дворца пионеров, что соответствует назначению здания и его расположению в стороне от главной магистрали. В шестиколонном портике главного входа колонны соответствуют трёхчастной структуре фасада : крайние сдвоены, центральные обрамляют вход. Большие арочные окна главного ризалита подчёркивают общественное назначение строения и информируют о наличии в нём большого зала.

Барокко в Тюмени.

На улице Ленина находятся две из пяти расположенных в Тюмени церквей в стиле "сибирского барокко". Особенно интересна С пасская церковь (1796) совсем рядом с пересечением улицы Ленина с Первомайской: Сибирское барокко — немного о стиле, в котором выполнена церковь

Приемы этого стиля в этой постройке стали применять очень активно, хотя не так широко как в Знаменском соборе. Своеобразие архитектуры Спасской церкви проявляется во многом, в том числе и в явном влиянии форм католических церквей. Например, углы основного четверика акцентрированы мощными башнеобразными пилястрами, на которых установлены малые главы. Типично западноевропейским элементом являются треугольные фигурные — фронтоны, венчающие стены четверика. Очень своеобразно завершение апсиды и главного объёма, выполненное в виде трёхъярусных восьмигранных барабанов-фонариков, увенчанных ярусными главками. Нижний барабан — световой. Подобное же, но двухярусное венчание завершает колокольню. В результате продольная ось церкви оказалась акцентрированной главами — приём, тоже характерный для католических базиликальных церквей.

Тюменский знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненной п оследовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новые части здания : приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такая стремительная, почти готическая устремлённость вверх, как Знаменскому собору.

Невозможно сразу и наверняка сказать, в чём секрет фантастически радостной праздничности архитектуры собора. Простое перечисление и описание деталей мало, что даст для понимания этого произведения. Трудно найти и прототип, скорее всего его нет. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё одно доказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальная архитектура” означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения.

М одерн. Стильно уютный блистательный модерн в Тюмени - творения одаренного городского архитектора Константина Павловича Чакина (1875-1958). . Чакин выбрал холм (Затюменка) и довел до ума проект коммерческого училища Колокольниковых (сейчас - архитектурно-строительная академия без единого упоминания о коллеге). Разрушенный особняк Брюханова (новодел - библиотека ТГУ), дом Чакина по Семакова, ближе к берегу Туры (ныне - Украинское консульство), ремесленное училище Текутьева (ныне экологогеографический факультет...).

"Построено около 1908-1909 гг., принадлежало тюменскому купцу, гласному городской Думы Н. О. Сергееву. Уникальный в архитектурно-планировочном отношении представитель модерна в деревянной архитектуре."

"Уникальный в архитектурно-художественном отношении тип жилого каменного дома, выполненного в стиле неоклассицизма с элементами модерна (дом был частью усадьбы тюменского городского архитектора К. П. Чакина. <Дом с лирой> построен К. П. Чакиным около 1911-1914 гг. по собственному проекту.)"