13. Архитектура Тюмени. Деревянная резьба. Барокко, классицизм, модерн.
Тюмень - старинный русский город, сохранивший до наших дней свой древний центр, планировочную структуру, немало интересных памятников. Первыми каменными постройками в городе были церкви . На территории города Тюмени находятся уникальные культовые архитектурные памятники: Свято- Троицкий монастырь, Знаменский кафедральный собор, Спасская церковь, Костел святого праведного Иосифа Обручника или Римско-католический молитвенный дом, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Михаила Архангела. Особенностью Тюмени является сочетание современного города и старой "столицы деревень". Рядом с новыми особняками, коттеджами и многоэтажными микрорайонами теснятся кварталы старой, деревянной застройки с печным отоплением, даже в центре города. Тюмень окружают многочисленные садовые участки, где горожане с успехом решают продовольственные задачи.
Тюменская резьба обладает рядом особенностей по сравнению с резьбой других городов Сибири и центра России. Среди них и преобладание не пропильной, а глухой и накладной объемной резьбы, и своеобразие мотивов и приемов обработки дерева. Тюменская резьба «немногословна», точно рассчитанные, спокойные композиций наличников с сочно вырезанными деталями оставляют впечатление цельности и соответствия месту расположения. Они как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной. Глухая резьба выполняется на толстой доске путем углубления фона. Постепенно выявляется рельефный рисунок, высота которого колеблется от одного до двух сантиметров. Края его либо остаются острыми, под прямым углом к фону, либо округло моделируются. В зависимости от индивидуального почерка мастера рельеф оживляется различными по глубине и характеру дополнительными порезками, придающими сочность его формам. В Тюмени украшались глухой резьбой и одноэтажные, и двухэтажные здания.
В тюменской глухой резьбе нет такого разнообразия сюжетов. Здесь можно встретить лишь стилизованные мотивы солнца, занавесок с кистями и растительный орнамент, состоящий из стебля и листьев. Зато одинаковые, казалось бы, композиции интересны разнообразием своих вариантов, а главное - непохожестью приемов резьбы.
В деревянном зодчестве Тюмени ХIX - начала XX веков и его декоре нашли отражение различные архитектурные стили и направления. Однако это не привело к утрате чистоты того своеобразного стиля, который сложился здесь. Строители и мастера-резчики сумели в сложных условиях перестройки архитектурных привязанностей и вкусов, с одной стороны, и требований заказчиков - с другой, сохранить здоровый дух народного искусства. Они коллективно способствовали расцвету домовой резьбы в Тюмени и ее округе.
С особенным вниманием украшались наличники окон и парадные крыльца, выходящие на улицу, - с их помощью дом связан с окружающим его миром. Иногда наличники одного дома отличаются друг от друга: на главном фасаде - самые красивые, на боковом - скромнее и на дворовом - простые, с меньшим количеством резных деталей.
В орота, калитки, заборы декорировались в соответствии с общим замыслом. Особую выразительность городским деревянным зданиям придают аттики различной конфигурации, балюстрады, раскреповка карнизов, балконы, объемы крытых крылец, мезонины, ризалиты, эркеры. Украшенные резьбой, они выглядят очень живописно. в резном декоре деревянных зданий Тюмени можно усмотреть самые разные влияния. Элементы, пришедшие из архитектуры классицизма, встречаются с мотивами чисто народными, перекочевавшими из народных рисунков и вышивок, с предметов крестьянского обихода. Все вместе в случаях обращения мастеров к объемной резьбе как бы растворяется в динамизме барочных форм. Но народные мастера виртуозно «примиряли» элементы разных, подчас противоречащих друг другу стилей на сравнительно небольшом участке (допустим, в пределах одного наличника). Они сплавляли эти элементы воедино, достигая красоты частного и органичности облика всего здания. Можно сказать, что народные мастера создали особый стиль в деревянной архитектуре города, исполненный выразительности и благородства.
Расцвет Тюменского Классицизма в 50-е годы XX века.
З дание Администрации Тюменской области выполнено в традициях классической ордерной архитектуры. Шестиколонный портик коринфского ордера чётко контрастирует со стеной, решённой нейтрально и оживлённой лишь плоскими пилястрами. Глядя на здание, ещё раз удивляешься жизненной форме классических форм. Можно сопоставить архитектуру здания Областной Администрации и Дворца творчества детей и юношества. Оба они выполнены в классических ордерных формах, даже в одном и том же ордере — коринфском. Но различное назначение и различная градостроительная роль зданий определили и различные их объёмно-пространственные и декоративные структуры. Если главный фасад здания Администрации выполнен как единый монолит то фасад Дворца пионеров имеет дробную структуру : центр и фланги выделены далеко выступающими ризалитами, центральный к тому же выделяется своей высотой над протяжённым двухэтажным основным корпусом. Такая композиция определила более мелкий масштаб Дворца пионеров, что соответствует назначению здания и его расположению в стороне от главной магистрали. В шестиколонном портике главного входа колонны соответствуют трёхчастной структуре фасада : крайние сдвоены, центральные обрамляют вход. Большие арочные окна главного ризалита подчёркивают общественное назначение строения и информируют о наличии в нём большого зала.
Барокко в Тюмени.
На улице Ленина находятся две из пяти расположенных в Тюмени церквей в стиле "сибирского барокко". Особенно интересна С пасская церковь (1796) совсем рядом с пересечением улицы Ленина с Первомайской: Сибирское барокко — немного о стиле, в котором выполнена церковь
Приемы этого стиля в этой постройке стали применять очень активно, хотя не так широко как в Знаменском соборе. Своеобразие архитектуры Спасской церкви проявляется во многом, в том числе и в явном влиянии форм католических церквей. Например, углы основного четверика акцентрированы мощными башнеобразными пилястрами, на которых установлены малые главы. Типично западноевропейским элементом являются треугольные фигурные — фронтоны, венчающие стены четверика. Очень своеобразно завершение апсиды и главного объёма, выполненное в виде трёхъярусных восьмигранных барабанов-фонариков, увенчанных ярусными главками. Нижний барабан — световой. Подобное же, но двухярусное венчание завершает колокольню. В результате продольная ось церкви оказалась акцентрированной главами — приём, тоже характерный для католических базиликальных церквей.
Тюменский знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной постройки, выполненной п оследовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Барочная архитектура древнейшей части талантливо и точно перенесена на новые части здания : приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному сооружению города не свойственна такая стремительная, почти готическая устремлённость вверх, как Знаменскому собору.
Невозможно сразу и наверняка сказать, в чём секрет фантастически радостной праздничности архитектуры собора. Простое перечисление и описание деталей мало, что даст для понимания этого произведения. Трудно найти и прототип, скорее всего его нет. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё одно доказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальная архитектура” означает архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру, свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения.
М одерн. Стильно уютный блистательный модерн в Тюмени - творения одаренного городского архитектора Константина Павловича Чакина (1875-1958). . Чакин выбрал холм (Затюменка) и довел до ума проект коммерческого училища Колокольниковых (сейчас - архитектурно-строительная академия без единого упоминания о коллеге). Разрушенный особняк Брюханова (новодел - библиотека ТГУ), дом Чакина по Семакова, ближе к берегу Туры (ныне - Украинское консульство), ремесленное училище Текутьева (ныне экологогеографический факультет...).
"Построено около 1908-1909 гг., принадлежало тюменскому купцу, гласному городской Думы Н. О. Сергееву. Уникальный в архитектурно-планировочном отношении представитель модерна в деревянной архитектуре."
"Уникальный в архитектурно-художественном отношении тип жилого каменного дома, выполненного в стиле неоклассицизма с элементами модерна (дом был частью усадьбы тюменского городского архитектора К. П. Чакина. <Дом с лирой> построен К. П. Чакиным около 1911-1914 гг. по собственному проекту.)"
- 1. Архитектура, политика, религия
- 2. Тема ордера в различных архитектурных стилях (понятие стиль и стилизация)
- 3. Понятие синтеза искусств, ансамбля в архитектуре. Интерьер и экстерьер.
- 4. Архитектор и его творческий диапазон.
- 5. Стиль модерн (от эклектики к интернациональному модерну). Школы и персоналии.
- 6. Русская архитектура конца XIX нач. XX вв. Стили и течения.
- 7. Конструктивизм. Принципиальное отличие от европейского функционализма.
- 8. Совокупность условий и факторов, повлиявших на формирование «современной» архитектуры
- 9. Художественный язык современной архитектуры
- 10. Современное искусство и архитектура. Диалектика развития
- 11. Постгуманизм в условиях глобализации. Электронное барокко
- 12. Современные течения в архитектуре.
- 13. Архитектура Тюмени. Деревянная резьба. Барокко, классицизм, модерн.
- 14. Понятие дизайна в архитектуре.
- 15. Древнейшие города мира
- 2. Катал Хаюйюк, Южная Анатолия. Жилой дом родовой общины. Неолит, VII тысячелетие до н. Э. Реконструкция. План, аксонометрия
- 4. Стоунхендж. Мегалитические сооружения в юго — западной Англии, возникновение которых относится к 1900 — 1600 гг. До н. Э. Сооружение ориентировано на восход солнца в день летнего солнцестояния
- 16. Градостроительство в эпоху античности
- 1. Градостроительство Древней Греции
- Тимгад. Город в Северной Африке (основан при Траяне в начале II в. Н. Э. ) 1-форум; 2-театр; 3-Капитолий; 4-базилика; 5-большие северные термы; 6-б-«декуманус максимус»; 7-7-кардо
- 17. Европейские города в эпоху средневековья
- 18. Средневековые города Востока
- «Запретный город»
- 19. Древнерусское градостроительство Первобытно-общинные поселения древних славян
- Праславянское поселение у села Пустынка на Днепре XV-XII вв. До н.Э
- Екимауцкое городище на Днестре Для первобытно-общинных славянских городищ были характерны некоторые общие признаки:
- Градостроительство Киевской Руси
- Структура городов
- Типология застройки
- Русские города периода феодальной раздробленности Руси
- Новгород
- Типология застройки
- 20. Градостроительство в Западной Европе XV – XVII вв.
- «Идеальные города»
- 21. Русское градостроительство XV – XVII вв.
- Генеральный план Тульского кремля и посада конца XVI в. Реконструкция н. Н. Годлевского и в. В. Косточкина
- 1. Классификация зданий и основные его части. Основные конструктивные схемы.
- 2. Стпндартизация и типизация конструкций зданий. Единая модульная система (емс).
- 3. Основания. Классификация оснований и требования, предъявляемые к ним.
- 4. Фундаменты. Классификация, конструкции фундаментов и требования, предъявляемые к ним.
- 6. Перекрытие и полы. Требования, предъявляемые к ним.
- 7. Крыши и кровли. Классификация, конструкции фундаментов и требования, предъявляемые к ним.
- 8. Перегородки. Классификация и конструкции перегородок. Требования, предъявляемые к ним.
- 9. Лестницы. Классификация лестниц. Требования, предъявляемые к ним.
- 10. Деформационные швы зданий. Виды деформационных швов, случаи применения.
- 11. Окна и двери. Классификация и требования, предъявляемые к ним.
- 12. Виды нагрузок. Их классификация. Понятия конструктивной жесткости здания.
- 13. Архитектурно-строительный проект и стадии его разработки. Тэп проектных решений
- 14. Пространственные конструкции. Кассификация и требования, предъявляемые к ним.
- 15. Механизированные средства связи между этажами.
- 1. Понятие о ландшафте. Компоненты ландшафта. Типы озелененных территорий города.
- 2 . Основные принципы создания регулярного парка. На примере Версальского парка.
- Регулярный стиль паркового ландшафта, который часто называют также французским – это детище эпохи абсолютизма.
- История создания и композиционные особенности Версальского парка.
- Укрепление берегов и склонов, берегоукрепление
- Укрепление габионами
- Укрепление склонов объемной георешеткой
- У крепление геоматами
- 5. Ландшафтный дизайн жилой среды. Жилые пространства и транспорт. Примеры.
- 6. Средства ландшафтного дизайна современных садов и парков. Примеры
- 1. Социальные основы развития жилища.
- 2. Классификация жилища. Основные типы зданий
- 3.Состав помещений современной квартиры. Зонирование квартир. Приведите примеры
- 4. Принципы построения квартир жилого дома. Примеры.
- 5. Начертите схему незадымляемой лестничной клетки. Условия её применения
- 6. Нормали планировочных элементов квартиры (кухонь, санузлов, жилых помещений).
- 1. Ниша
- 2. Рабочая
- 7. Зависимость решения фасадов жилого дома от архитектурно-планировочных решений. Приведите примеры
- 8. Жилище за рубежом. Приведите примеры
- 9. Перспективные типы жилища. Приведите примеры
- 10. Реконструкция и модернизация жилых зданий. Принципы, примеры
- 2. Классификация общественных зданий. Приведите примеры
- 3. Функциональная связь между группами помещений и внутри групп - основа планировки общественного здания. Приведите примеры
- 4. Строительно-физические особенности проектирования общественных зданий. Условия видимости, освещение, акустика. Приведите примеры
- 5. Нормали планировочных элементов общественных зданий, в т.Ч. И для обслуживания инвалидов. Приведите примеры
- Общественные здания оборудуются уборными.
- 6. Особенности большепролётных конструкций покрытия зальных помещений общественных зданий. Приведите примеры
- 7. Особенности проектирования детских дошкольных учреждений и школ
- 8. Особенности проектирования зданий торговли, в т.Ч. Универмагов и универсамов
- 9. Особенности проектирования кинотеатров
- Группы помещений:
- 1. Зрительного комплекса
- 3. Служебно-хозяйственных помещений
- 10. Особенности проектирования театров
- 11. Особенности проектирования спортивных зданий и сооружений
- Открытые плоскостные спортивные сооружения.
- 12. Особенности проектирования лечебно-профилактических зданий
- Функциональная схема.
- 13. Особенности проектирования зданий на транспорте
- Расположение групп
- Аэровокзалы
- 14. Общественные здания за рубежом. Приведите примеры
- Экономика.
- Реклама
- 15. Реконструкция и модернизация общественных зданий. Принципы, примеры
- 1. Основные предпосылки развития районной планировки
- 2. Оценка отечественного опыта развития районной планировки
- 3. Опыт районной планировки за рубежом
- 4. Понятия и термины. Задачи создания целостной научной теории районной планировки
- 5. Методологические основы районной планировки. Системный подход, кибернетический подход, информационный подход.
- 1. Системный подход
- 6. Районная планировка и районирование. Районы - объекты районной планировки
- Территориальные рамки районной планировки
- Объективный характер районов — объектов районной планировки
- Районная планировка и местное самоуправление
- Место районной планировки в таксономической системе исследований и проектирования районных комплексов разного ранга
- 7. Методологические основы районной планировки. Проблемы прогнозирования
- 8. Формирование основной планировочной концепции района. Население, расселение
- 9. Развитие территориальной структуры производительных сил района
- 10. Планировочные аспекты развития интеллектуального потенциала россии
- 11.Территориальные ресурсы и их использование
- 12. Проблемы защиты воздушного бассейна от загрязнения
- 13.Особенности и проблемы районной планировки районов различных типов. Городские агломерации
- 14. Районы сосредоточения промышленных ресурсов
- Расселение в районах добывающей промышленности.
- 15. Особенности и проблемы районной планировки районов различных типов. Сельскохозяйственный районы.
- 16. Особенности и проблемы районной планировки районов различных типов. Районы отдыха