logo
gosy_poporyadku_2011g

6. Русская архитектура конца XIX нач. XX вв. Стили и течения.

В это время в России, почти как и в других европейских странах сложился стиль модерн. Это направление потеснило эклектизм, но не сменило его. Они могли накладываться друг на друга, в тоже время появились неоклассицизм и неорусский стиль. Модерн, в основном, московское явление, в Петербурге был очень силён консерватизм.

В основе концепции модерна – осуждение расщеплённости эклектичной архитектуры на утилитарную основу и «прекрасное» отождествляемое с декором построек. Модерн противопоставлял этому принцип органического единства. Мера декоративного развития определилась конкретной задачей. Создание целостно прекрасной среды обитания человека, противопоставлялось поверхностному украшательству эклектики. Здание создавалось изнутри наружу, обращение к истории через свободные ассоциации, а не «цитаты».

Лидером интернациональной версии модерна стал Шехтель, который исследовал в своём творчестве несколько вариаций стиля. Яркий пример – особняк Рябушинского – романтизированный образ «прекрасной жизни», совокупное произведение всех пространственных искусств. Ядро здания – лестница, вокруг которой динамичный, ассиметричный объём здания. В формах этого дома Шехтель не только воплотил мечту о прекрасной жизни, направляемой красотой, но и зыбкость этой мечты, ощущение хрупкости бытия.

Формальная система, разработанная на особняках не проецировалась на структуру доходного дома. Некушев искал решение этой задачи, проектируя доходный дом на Пречистенке. Он пытался создать впечатление дома как монолитной массы, преодолевая ячеистую структуру доходного дома. Мнимая структура, изображённая на фасаде не соответствует реальному построению объёма.

До крайности пластичность, к которой тяготела эта линия поисков стиля модерн, достигла в построенном Зеленко здании детского клуба. Этот «детский замок» создан как «обитаемая скульптура». Единственная параллель – произведения Гауди. Вседозволенность, к которой вёл отказ от художественных норм, казалась заманчивой только на первом этапе развития стиля. Она входила в конфликт со систематизированностью структур и функций основных зданий.

Модерн начал трансформироваться в сторону рационального. Раньше всего в творчестве Шехтеля. Дом московского купечества, в нём каркасная конструкция осмысленна как архитектурное начало. Она чётко выражена в структуре широко остеклённых фасадов. Смягчённые углы зданий и пилонов, своеобразный фриз – приёмы, характерные для стиля модерн, они позволяли преодолеть жёсткость конструктивной схемы.

В других городах России только подражали стилю модерн (поверхностно-декоративно).

По жёстко заявленной по началу ориентации на новое, модерн всё активнее обращался к образам прошлого, используя не повторение, а метафорическое сходство. В этом он продолжал поиски неорусского стиля, который появился ещё в начале 1880–х годах. Тогда была построена каменная церковь в Абрамцеве (Васнецов) и фасад Третьяковской галереи.

Наиболее значительные произведения ранней стадии неорусского стиля – Ярославский вокзал в Москве (Шехтель) – воплощение национально-романтического мифа. Здание ужё несёт в себе черты стиля модерн, его формального языка. В истории русской архитектуры оно стало вехой , за которой стиль модерн отделился от неорусского стиля. К началу 1910-х годов неорусский стиль возглавил Щусев (Казанский вокзал и Покровский, здание государственного банка в Нижнем Новгороде).

Неорусский стиль стал частью ретроспективных тенденций, распространившихся в начале XX века в России. В центре деятельность «Мира искусств» возглавляемого Бенуа. Таким образом стало возможно возвращение к художественному языку и образам классицизма. Считалось, что принципов или формы классики остаются средствами гармонизации среды современной жизни. Такая установка предполагала переосмысление наследие и эмоциональное к нему отношение, что отличало его от эклектики. «мир искусства» порвал с национальным романтизмом «популяризации русского классицизма как художественной системы. Идея стиля времени, объединяющего всё окружение человека и формирующего его поведение. Считалось, что московский классицизм может претендовать на выражение национального русского менталитета с правом, большим, чем неорусский стиль.

Центральная фигура И. Фомин, который обратил на себя внимание дипломной работой «курзал на минеральных водах». Этот проект стал манифестом неоклассического направления.

В качестве прототипа московский классицизм, как более специфичный и свободный по отношению и интернациональным нормам стиля.

Дом Половцева на Каменном острове в Петербурге. Вариант неоклассицизма, основанный на обращении к итальянскому Ренессансу. Разрабатывал Жолтовский, стремившийся воскресить Палладианство. Искал путь реконструкции метода, художественной системы классики, включая пространственную организацию пропорциональное отношение частей.

Особняк Тарасовых в Москве (итальянский палаццо, но не так монументально). Щуко, увлекался мастерами позднего итальянского Ренессанса (дом Маркова в Петербурге).

Были поставлены проблемы значения национальной традиции для архитектуры XX века, возрождался синтез искусств.