logo search
gosy_poporyadku_2011g

21. Русское градостроительство XV – XVII вв.

XVXVI вв. Конец XV в. является сложным пе­риодом творческих исканий, возрожде­ния лучших достижений прошлого и одновременно эпохой новых веяний. Крепнущее государство все чаще привле­кает иноземных специалистов для того, чтобы быстрее наверстать упущенное за годы монголо-татарского ига в области военной и строительной техники. Воз­ведение грандиозного ансамбля Мос­ковского Кремля, небывалые масштаба строительства, включавшие как градост­роительные и фортификационные работы, так и сооружение крупных гражданских и культовых зданий, послужили хорошей школой для создания основ общерусской архитектуры и профессиональных строительных кадров.

Московский Кремль и его архитек­турные произведения становятся сим­волом Русской державы, скинувшей тяжкое ярмо порабощения, и одновре­менно совершенными примерами строи­тельного искусства, достойными под­ражания.

Построенные с учетом последних достижений военной техники стены и башни Кремля послужили образцом для ряда оборонительных сооружений XVI в. в других городах. Военная уг­роза со стороны ливонских рыцарей и шведов, как и татаро-монголов, не была еще устранена и требовала укреп­ления границ и стратегически важных городов. Русское государство начинает грандиозное оборонительное строительство, осуществляемое специальным органом управления — Пушкарским приказом как общегосударственная сис­тема обороны. Одновременно с возве­дением фортификационных сооруже­ний Кремля перестраиваются и укреп­ляются стены и башни Новгорода.

Еще шире ведется строительство деревянных укреплений. Далеко в «поле» выдвигаются сторожевые посты и заста­вы. Остроги, окруженные крепким ты­ном, города с рублеными стенами, соединенные между собой валами, рвами, завалами, образуют целые оборо­нительные линии, преграждавшие путь вражеской коннице.

Крепостные сооружения возводились с учетом не только их прямых функций, но и производимого ими эстетического впечатления. Сочетание практического назначения и художественной выра­зительности — одна из характерных черт русского зодчества.

В XVI в., даже при геометрически правильном контуре стен, внутренняя планировка не была строго регулярной. Строительство крепостей в весьма ограниченные сроки часто проводилось по «чертежам» и «сметным росписям» Разрядного и Пушкарского приказов. Планы крепостей, составлявшиеся в отрыве от конкретной топографичес­кой ситуации, естественно, имели гео­метрический характер, который лишь в общих чертах согласовывался с особен­ностями местности.