logo search
gosy_poporyadku_2011g

3. Опыт районной планировки за рубежом

Работы, выполненные в довоенное время, немногочисленны и но­сят характер преимущественно архитектурно-планировочных схем. В послевоенное время появляются значительные работы по рай­онной планировке: Большого Лондона (1943—1946), других круп­ных городских агломераций (Парижа, Вашингтона, Копенгагена, Токио, Стокгольма, Гамбурга и др.), гидропромышленных районов (Кемано-Китимат, долина р. Роны, бассейн р. Дюранс), депрессив­ных районов (Эльзас, Нижняя Рона — Лангедок), горнопромыш­ленных районов (Рур), районов послевоенного восстановления (три северо-восточные провинции Норвегии), районов крупного сель­скохозяйственного строительства (северо-восточный польдер Ни­дерландов) и др. В 1960-х гг. в тесной связи с развитием региональной политики и регионального планирования районная планировка получает но­вый импульс и во многих странах охватывает всю или значительную часть национальной территории.

Франция. Французские проекти­ровщики убеждены, что решить проблемы рай­онной планировки в стране, в частности проблемы регулирования роста Парижа, можно только в общенациональном масштабе при единой политике «уравновешенного развития» всей территории страны. Вслед за проектами районной планировки отдельных райо­нов возникает концепция всеохватывающей системы районной планировки по 21 экономическому району страны, включая Париж и восемь «метрополий равновесия»; формируется система институ­тов и организаций, осуществляющих разработку проектов и кон­троль за их реализацией.

В Великобритании районная планировка получила значительное развитие уже в первые послевоенные годы. На ее основе осуществлял­ся крупнейший градостроительный эксперимент — мероприятия по ограничению развития Большого Лондона и некоторых других горо­дов и сооружению новых городов. Строительство городов-спутников — наиболее известный резуль­тат работ в области районной планировки. Менее известны рекомен­дации по функциональному зонированию территории, развитию сети коммуникаций, системы расселения и обслуживания и другие, наме­ченные в проектах.

Германия. Германия унаследовала от исторического про­шлого децентрализованную систему административно-территориаль­ного устройства. Из-за этого районная планировка осуществляется административными субъектами самостоятельно. Что касается содержательной стороны территориального планирова­ния, то она также существенно различается в разных землях и регионах, но общим является особое внимание к охране окружающей среды, ландшафтным проблемам, выявлению осей и центров развития. Ис­ключительное внимание придается общественному обсуждению проек­тов на всех стадиях их разработки и реализации.

Италия. Традиции разработки проектов районной планировки восходят к временам Возрождения. Еще в XVI в. Леонардо да Винчи разработал первую в истории районную планировку Тосканы. О раз­мещении городов можно найти указания в трудах Альберти, Филаре­те, Компанеллы, а еще раньше — Витрувия. Современные разработки в этой области связаны, в частности, с ре­шением наиболее острой для Италии региональной проблемы — подъ­ема отстающего Юга (Меццожиорно). Финансирование разви­тия южных регионов страны способствовало созда­нию нефтехимического комплекса Бари—Бриндизи—Таранто и реа­лизации ряда других проектов, однако итальянский Юг по-прежнему сильно отстает от «золотого треугольника» Милан—Турин—Генуя и других регионов Севера и Центра страны. В последнее время большое внимание привлекает так называемая «Третья Италия» — быстро раз­вивающийся район Болоньи—Модены—Сассуоло.

Нидерланды. В Нидерландах осуществляется уникальное, не имеющее аналогов в других странах, планировочное решение: развивается в виде подко­вы так называемый «Кольцевой город Голландии» («Рандстад Холланд»), включающий города, разделенные сельскохозяйственными и зелеными пространствами. Каждый из городов, входящих в «Рандстад Холланд», выполняет определенную функцию: Амстердам, 1,2 млн человек (финансовые, торговые, культурные уч­реждения), Роттердам, 2,0 млн человек (гигантский порт, внешняя торговля), Гаага, 0,5 млн человек (правительст­венные учреждения), крупные города со смешанными функциями: Харлем (170 тыс. человек), Утрехт (280 тыс. человек), другие, менее крупные: Лейден, Дордрех. В центре «подковы» — сельскохозяйст­венный ареал (ее «зеленое сердце»). Этот необычный урбанизированный комплекс, концентрирую­щий на 5% территории страны около 36% ее населения, одна из самых больших городских концентраций в Европе. Ставится задача развить периферийные районы страны: север (Гронинген), юго-восток (Эйндховен, Тилбург, Маастрихт), восток (Арнем, Неймеген) и др. Особое внимание уделяется освоению польдеров (осушенные и возделанные участки низменной полосы морского побережья, защищенные дамбами от затопления морскими и речными водами) и формированию на них рациональных систем расселения.

В концепции, сформулированной в рекомендациях Комитета ми­нистров Совета Европы государствам—членам Европейской хартии регионального / пространственного планирования, указывалось, что «региональное / пространственное планирование является географи­ческим выражением экономической, социальной, культурной и эко­логической политики общества. Оно является одновременно научной дисциплиной, административным методом и политикой, разработан­ной в качестве междисциплинарного и глобального подхода, направ­ленного на сбалансированное региональное развитие и физическую организацию пространства в соответствии с единой стратегией».

В США до начала 1960-х гг. районная планировка осуществлялась по сравнительно немногим районам, главным образом на средства штатов, муниципальных властей и частных организаций. После 1960 г. в США усиливается внимание к региональным про­блемам и проблемам городов, что связано с обострением социальной и планировочной ситуации в крупнейших городах и агломерациях, с депрессивным развитием ряда районов и расширением государствен­ных вложений в освоение новых районов. В этот период наряду с многочисленными проектировками, осу­ществляемыми по инициативе местных властей и частных организа­ций, разрабатываются крупные федеральные программы, стимулиру­ющие развитие районной планировки. Однако местное управление в США осуществ­ляется множеством различных организаций, каждая из которых отвечает только за одно направление деятельности: среди них плановые ко­миссии, советы по образованию, комиссии по вопросам канализации. Поскольку все эти учреждения управляются отдельно (так же, как и избираются), они не только не стремятся к сотрудничеству, но часто соперничают друг с другом. При этом в процессе развития горо­дов очень сильна роль частных агентов, поэтому число различных орга­низаций и отдельных лиц, связанных с проблемами развития и роста городов, намного превышает число аналогичных организаций в Евро­пе. В итоге весь этот процесс не только трудно описать, но и трудно контролировать на практике. На федеральном уровне вопросы жи­лищного строительства, транспорта, национальных парков, водного хозяйства также находятся в компетенции различных ведомств, неред­ко плохо согласовавших свои решения. К тому же структуры органов управления и характер разработок изменяются от штата к штату.

В Японии в 1960-х гг. локальные проектировки по отдельным рай­онам сменяются широкими планами и проектами, охватывающими всю территорию страны. Существенно изменяется подход к планированию регио­нальных мероприятий, который приобретает более комплексный характер. Интерес представляют выполненные в Японии работы по выбору территорий для технополисов, для крупнейших промышленных ком­плексов («Тойота-сити» и др.), варианты развития столицы в коридо­ре Токио—Осака, освоения приморских территорий путем осушения обширных акваторий в океане и др.

В странах Восточной Европы районная планировка получила зна­чительное развитие, тесно связанное в свое время с использованием опыта СССР. В этих странах было выполнено большое число проектов районной планировки: столичных агломераций (Варшавской, Будапештской, Пражской и др.), крупных горнопромышленных районов (Верхне-Силезского, Остравско-Карвинекого, Мостецкого), приморских пор­товых и промышленных районов (Гданьск — Гдыня, Варна — Девня, Бургас), курортных районов (Закопане, оз. Балатон, Черноморского побережья Болгарии, Адригггического побережья Югославии и др.). Эти проекты, особенно некоторые из них (Верхне-Силезского райо­на, Черноморского побережья Болгарии и др.), явились основой це­леустремленного размещения строительства в проектировавшихся районах.

В последние десятилетия XX в. работы по районной планировке в бывших социалистических странах, как и в СССР, расширились; нача­лась разработка схем и проектов, охватывающих всю территорию этих стран (в частности, большой интерес представляют работы по единой системе расселения в Чехословакии и Польше); были созданы специ­ализированные институты районной планировки (в Праге, Братисла­ве, Софии) или институты, осуществлявшие разработку районной планировки наряду с решением других задач размещения производи­тельных сил и градостроительства (в Варшаве, Будапеште, Бухаресте, Белграде). Принимался ряд правительственных решений, устанавли­вающих задачи и порядок разработки районной планировки. Уровень работ по районной планировке в этих странах был отнюдь не ниже их западных аналогов, что косвенно свидетельствует также о высоком уровне по районной планировке в СССР, на которые эти ра­боты ориентировались.

Для разрешения проблем необходимо «дальнейшее развитие системного подхода, более общие концепции», важно исключить «односторонний подход любого из со­тен экспертов, стремиться охватить проблему в целом и привести в рав­новесие отдельные части» (Doxiadis, 1969).