logo search
НИР СПГАУ - ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И Р

3.3.1. Опыт обустройства сельских поселений сша

С тремление к наличию собственного малоэтажного дома для семьи и индивидуализации личного пространства входит в национальную ментальность жителей северной и центральной части Европы и Северной Америки (рис. 3.3.1).

Рис. 3.3.1 - Доля населения стран Европы и Америки, живущих в собственных домах (%)

Наибольшей популярностью в Северной Америке, Центральной и Северной Европе пользуются быстровозводимые индивидуальные малоэтажные дома, по цене (за 1 кв.м) ниже чем городские. Это позволяет формировать большую площадь жилья из расчёта на одного человека (рис. 3.3.2).

Рис. 3.3.2 - Количество квадратных метров жилой площади на душу населения в странах Европы и Америки (%)

Основными строительными технологиями для малоэтажных домов в Северной Америке, Центральной и Северной Европе являются каркасно-панельные (63%-99%) и модульные (20%-25%), как наиболее быстро возводимые, и с наименьшими издержками при строительстве и монтаже.

Рис. 3.3.3 - Долевое соотношение типов домостроения деревянного (деревянная основа) и каменного (ЖБК, блоки, кирпич, камень и пр.) в развитых странах (%)

Деревянное домостроение в Северной Америке и Европе преобладает в странах с большими лесными массивами (Рис. 3.3.3).

Строительная индустрия США является основой устойчивой экономики, местом трудоустройства нескольких миллионов людей, и одним из главных инструментов сохранения и увеличения денежной массы населения, предотвращения резких обвалов на финансовом рынке в реальном секторе экономики.

Конец 40-х и 50-е гг. XX века представляли собой принципиально новый этап в истории пригородного роста в США. В это время субурбанизация населения и различных народно-хозяйственных функций в пригороды протекали особо быстрыми темпами. Пригородный тип расселения стал общенациональным явлением для Соединенных Штатов: пригороды стали доступны для представителей относительно низких социальных слоев и перестали быть явлением, характерным лишь для отдельных регионов.

Спрос населения на жилье в эти годы в Америке был беспрецедентным. Основными причинами этого явились резкое улучшение демографической ситуации (рост с 1940г. количества зарегистрированных браков, рост рождаемости), обусловленное экономическим подъемом (форсированное внедрение новой техники и автоматизация производства обусловили рост валового национального продукта за 15 послевоенных лет более чем в 2,4 раза) и увеличением реальной покупательной способности населения (на 22%), при имеющемся остром дефиците в жилье. Дефицит жилья был вызван продолжительным застоем в строительной промышленности США (за период с 1928 по 1933 гг. строительство жилья сократилось на 95%, а затраты на ремонт жилья – на 90%.), устареванием жилого фонда, накопившегося в результате снижения строительной активности в 30-е и первой половине 40-х гг. (в середине 50-х гг. 24 млн. жилых единиц были старше 30 лет, тогда как в 1930 г. таких жилищ было лишь 11 млн.).

Для того, чтобы удовлетворить резко увеличившийся спрос на жилье, принявший характер «главного внутреннего кризиса страны», были решены следующие задачи:

  1. Формирование идеологии массовой субурбанизации, которая преследовала цель привлечь поток инвестиций предпринимателей в этот процесс (при меньших затратах отдача при освоении пригородных земель для предпринимателей была выше, чем при освоении старых городских территорий; не последнюю роль здесь сыграл ценовой фактор – стоимость земли в пригороде была ниже стоимости городской земли), поскольку процесс переселения в пригороду формировал инфраструктуру нового рынка сбыта. Субурбанизация во многом диктует особую модель потребления, а именно массовое потребление товаров и услуг. Именно это легло в основу модели, выражаемой следующим лозунгом: «семья, покупающая лучший дом, покупает ковры, холодильники, кухонные плиты, заново украшает дом, покупает новую мебель, делает многое другое, что не обязательно является частью строительной промышленности. И в добавление человек, который построил этот новый дом в каком-то новом массиве, создал спрос на новые торговые центры, новые учреждения для отдыха, церкви и школы».

  2. Создание технологических предпосылок для массовой субурбанизации (освоение технических новшеств, необходимых для сооружения качественных дорог, электрификации периферийных районов, бурения артезианских скважин, строительства водопровода и автономных канализационных систем, использования нефтяного топлива для обогрева жилищ, а также применения сжиженного газа в бытовых целях).

  3. Развитие транспортно-дорожной сети (в соответствии с законом об автомагистралях 1956 г. Была реализована программа широкомасштабного строительства дорог – высококачественных автострад общей протяженностью в 41 тыс. Миль, федеральным правительством на указанные цели было израсходовано почти 324 млрд. Долларов).

  4. Технологические усовершенствования в строительной индустрии, которые сократили сроки строительства и удешевили семейные коттеджи (в частности, применение принципов массового конвейерного производства, основанного на использовании заранее подготовленных деталей и принципа разделения процесса на ряд последовательных операций, выполняемых разными рабочими).

  5. Развитие потребительского кредита, и, прежде всего, – ипотечного жилищного кредитования.

  6. Меры финансово-кредитной политики правительства:

Ежегодно в США строится более 17 миллионов новых домов и квартир, более половины из которых - малоэтажные дома на одну, две семьи. Очень популярны многоквартирные дома от двух до пяти этажей. Строятся как большие комплексы, так и одиночные дома. Средний срок строительства составляет от одного до двух лет.

Рис. 3.3.4 - Доля многоквартирных домов и домов для одной семьи в жилищном строительстве США (%)

Рис. 3.3.5 - Динамика строительства жилья и соотношения производства домов на деревянной основе и каменно-цементных домов в общем объёме жилищного строительств в США в 2002-2005 (млн.ед.)