logo
НИР СПГАУ - ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И Р

Одинцовского, Звенигородского и соседних районов Московской области

Исследование исторически значимых, как и совремнных поселений предлагается выстраивать на основе следующих показателей68:

Применительно к поставленным вопросам в рамках темы «Проведение научных исследований и разработка моделей сельских поселений XXI века» мы предлагаем анализ социокультурной типологии сельских поселений (как и ландшафтов), которые в той или иной степени их организация может быть использована в современных условиях. К ним относятся: сельскохозяйственные, промыслово-художественные, торговые, сезонные, монастырские, военные, дачные (конца XIX – начала XX в. и современные), а также ведомственные и усадебные поселения. Наиболее распространены – поселения смешанного полифункционального типа, как более жизнестойкие. Ряд примеров из перечисленных социально-культурных типов сельских мест в историческом аспекте демонстрирует определенные закономерности в освоении территории и ландшафтов России.69 И он, несомненно, должен учитываться при сохранении и развитии сельских поселений.

Сельскохозяйственное поселениеэто такой тип поселения, в котором преобладающая часть населения, проживающего на его территории, занята сельскохозяйственным производством: земледелием, животноводством, производством различных культур и т.д. Это отражается соответствующим образом на его образе жизни, на природной и пространственной среде поселения, ландшафте. И именно сельскохозяйственные поселения в известном смысле олицетворяют проблемы, рассредоточенные вместе с населением на огромных землях нашей страны.

Рис. 1.4.2 Деревня на Северной Двине. Рис. художника И. Билибина, 1903 г.

Для сельскохозяйственных поселений характерным являлось групповое расположение деревень, тяготеющих к хозяйственному и административному центру: погосту, боярскому или помещичьему двору. Центр частновладельческого хозяйства, как оно представлено в писцовых книгах, - крупное село, обеспечивающее единство окружающих его деревень в хозяйственном, социальном, пространственно-географическом контексте. В дальнейшем это был центр сельского общества или волости, а затем – сельского совета (сходную структуру имели некоторые монастырские поселения на Севере России). Поэтому экономическая обособленность и наличие натурального хозяйства сохранялись достаточно долго в таких группах поселений, и служила одной из причин замкнутости не только хозяйственного, но и социально-культурного пространства сельскохозяйственных поселений. Это заметно отличает селения рассматриваемого типа, например, от промысловых, торговых, дачных или ведомственных, ориентированных в своей жизнедеятельности на более широкие производственные и социокультурные связи с городом, регионом. Их пространственное расположение указывает на такие связи.

Развитие водных, железнодорожных и других транспортных путей также играло роль в превращении сельскохозяйственных поселений – в торговые или промышленные. Близость к большим городам (Москва, Санкт-Петербург), являвшихся центрами урбанизации в стране, также сказывалось на процессе трансформации аграрных поселений (миграция рабочей силы, воздействие городской культуры и т.д.). Например, некоторые сельские хозяйства Смоленской губернии превратились постепенно в торговые, специализирующиеся на производстве технических культур (льна и картофеля) при сохранении потребительского характера крестьянского зернового хозяйства. Причина тому была близость Смоленской губернии к Рижскому порту.

В сельскохозяйственных поселениях постепенно развивались промыслы, ремесла, сельская промышленность. При расположении сел на водных путях они становились торговыми селами, при наличии сырья (дерево, глина, песок) развивались промыслы, производящие на продажу всевозможные изделия из дерева, глины, стекла. Расположение вблизи реки, моря, озера, леса подразумевало ловлю рыбы, сплав леса и т.д.

Таким образом, такие поселения сочетали в себе часто смешанные функции, связанные с разными видами деятельности. Именно такие поселения были наиболее жизнеспособными, поскольку их население занималось собственным обеспечением и имело доходы от других видов деятельности.

Промыслово – художественные поселения. История этих поселений во многом подчинена общим закономерностям становления и развития Центральной России, Русского Севера, Поволжья, Урала. Причины зарождения ремесла в той или иной деревне, формирование определенных его художественных качеств и пр. – влияло на развитие самого поселения. Это, в свою очередь, поможет рассмотрению такого типа поселений с учетом их сохранения или реконструкции в современных условиях.

Говоря о территориях, где значительная часть местных жителей занята художественным промыслом, следует иметь ввиду, что под привычным названием поселения зачастую стоит не единичное село, а несколько населенных пунктов или даже целый район кустарного промысла и художественной промышленности. Это объясняется идентичностью художественных приемов, например, в подмосковном районе гончарного промысла поселение Гжель исторически объединило большое количество сел и деревень. Или, наоборот – в соседних поселениях имеются принципиальные различия в манере художественного исполнения или даже разные виды промыслов, и каждый из промыслов остался в своей специализации и сохранил самобытность. Например, несмотря на территориальную близость, народные промыслы с. Палех или с. Холуй (Ивановская область) и Мстеры (Владимирская область) в силу своих различий, не объединились в промысел единого художественного направления. Это можно заметить на территории реки С. Двины, где имелись различные центры народной росписи (пермогорская, борокская, пучугская), имеющая отношение к разным группам сел. Палащелье – это куст деревень на реке Мезени, в Архангельской области, где сохранились известные «палащельские росписи». Очевидно, что общей основой для соотнесения поселений с тем или иным названием художественного промысла является единый вид ремесла, общность проблем мелкотоварного производства, единый административно-хозяйственный статус соседних территорий.

Часто начало промысла обуславливалось формой собственности на землю данного поселения. Села Холуй, Палех, Мстера, например, являлись вотчинами Троице-Сергиевой Лавры и Суздальского Спасо – Евфимьевского монастыря. Вплоть до начала ХХ в., в них существовал иконописный промысел, поддерживаемый монастырями-держателями этих земель. Значительное оживление торговли в Палехе и Холуе позволило им стать крупными торговыми поселениями. Здесь проходил еженедельный торг и годовая ярмарка, что очевидно в их пространственных строениях, планировке, в жилых домах и их декоративном решении. Во многих из них можно видеть огромные дома с полихромной росписью, как на фасадах, так и в интерьерах.

Исследования таких поселений, к сожалению, проводились только в некоторых районах, поэтому представить полноценно имеющийся такой ресурс для развития российских территорий на сегодня пока оказывается сложным. Это зависит от инициативы отдельных личностей или заинтересованных организаций70 71.

В современном контексте ряд промыслово – художественных поселений сохранили свои функции, но в течение XX века, как правило, промысловые артели переросли в специализированные фабрики, которые в ряде мест до сих пор сохранились. В других местах названные промыслы получили в последние годы дальнейшее развитие и имеют очевидный успех (Полхов – Майдан, в Горьковской области).72 Во многих поселениях создаются специальные программы по восстановлению промысла. Их изучение становится необходимым в рамках будущих разработок темы ««Проведение научных исследований и разработка моделей сельских поселений XXI века».

Рис. 1.4.3 Схема размещения промыслов и ремесел в поселениях Звенигородских земель. Московская область.

Торгово-ярмарочные поселения, как и большинство других типов, имели смешанные, полифункциональные черты, то есть были сельскохозяйственными или промысловыми. Эти селения располагались на пересечении административных и торговых путей – чаще всего по берегам рек или озер, являясь опорными центрами расселения. На северных территориях России они становились погостами – административным, религиозным и культурным центром округи, имели смешанные черты, что сказалось на их архитектурно-ландшафтной среде.

В течение года в ряде районов страны количество ярмарок доходило до ста, что объяснялось не только культурно-экономическими условиями, но и природно-климатическими характеристиками России. Поскольку расстояния между поселениями, доходили до 80-500 км., то это создавало условия для развития внутреннего рынка по отдельным регионам. Для появления ярмарок и организации периодического торга требовался ряд факторов, в том числе удобство расположения и наличие хороших подъездных путей, качество организации торговли и развлечений, а также от красоты и престижности места торга.

Рис. 1.4.4 Село Черевково, р. Северная Двина, Красноборский район, Архангельская область. Фото Н.Денисовой, 2008 г.

Рис. 1.4.5 Схема плана села Черевково, р. Северная Двина, Красноборского района, Архангельской области. Схематический обмер, О.Севан, 1982 г.

Размещение торговли всегда связывалось с наличием определенного культового сооружения: собора или монастыря, которые, в свою очередь, имели определенное размещение в пространстве. Кроме того, ярмарки регламентировались и связывались с определенными церковными праздниками и торжествами. Церковь, сдавая свои помещения и территории для торговли, имела большие доходы, получая пошлину, как с продавцов, так и с покупателей (за взвешивание товаров).

Известно, что в России существовало несколько типов ярмарок: сельские (торжки), городские и всероссийского значения (Нижегородская, Маргаритинская в Архангельске, Благовещенская в Вологодской губернии и т.д.). Мелкие сельские ярмарки преобладали по всем территориям, и они составляли около 81 % всех ярмарок страны; 12 % ярмарок были средними по размеру оборотов, являлись одновременно оптовыми и розничными; и лишь 1 % составляли оптовые, крупные торги.

Образ жизни населения торговых сел различался в зависимости от региональной специфики культуры, от традиций и навыков местных жителей. Например, основным занятием крестьян окрестных территорий с. Лух Ивановского уезда было земледелие. Некоторые жители села занимались также и ремеслами: кузнечным, сапожным, портным, мерным и пр. Но наличие этих промыслов явно не было достаточным для поддержания торга. Повсеместно было развито огородничество. В XIX в. в селе быстро растет торговля, появляется потребительское общество, строятся лавки (105 штук), трактир и харчевня, различные малые формы, характерные для ярмарочных селений, где устраивались всевозможные увеселения и отмечались народные праздники.

Уже на ранних этапах своего формирования торговые села России отличались характером застройки и более сложной планировкой от рядовых селений. Их пространственная организация имеет ряд особенностей, обусловленных направлением торговых дорог, влияющих на формирование уличной застройки и ее структуры. Необходима была организация базарных торговых площадей, планировки которых сложились ко второй половине XIX в. Площади устраивались непосредственно в центре села (что можно видеть в Ивановском крае)73, или выносились в конец поселения (с. Мола Вологодской губернии) 7 или поодаль от него. Они могли иметь полукруглую форму, или вытягивались вдоль улицы параллельно берегу реки и т.д. Жилые дома имели вид как сельских, так и городских строений.

Рис. 1.4.6 Схема торгового с. Лух,