logo
НИР СПГАУ - ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И Р

Блок 1. Региональные аспекты поселения

1.1. Название населённого пункта: официальное, старое (уезд, стан и пр.) и новое (время изменения названия); народное (русское, этническое: финно-угорское и т.д.).

1.2. Почтовый (административный) адрес:

почтовый индекс

республика (область)

район

муниципальное образование (сельская администрация, бывший сельсовет).

1.3. Современное положение сельского поселения в системе области (края, республики) и муниципального района; расстояния от центра поселения до ближайших пунктов.

1.4. Вид населённого пункта: поселение, село, деревня, посёлок городского типа, сельцо, хутор, курень или другое (подчеркнуть).

1.5. Функциональная роль населённого пункта: районный центр, центр сельской или поселковой администрации, посёлок городского типа, центральная усадьба сельскохозяйственного предприятия, рабочий посёлок, часть города, ферма, бригада и т.д. (подчеркнуть) или другое.

1.6. Есть ли в этом поселении остановка автобуса, железнодорожного транспорта, другого транспорта?

Блок 2. Историческое поселение – малая родина. Сведения о происхождении, обычаях и развитии поселения в системе района в прошлом и сегодня

2.1. Предания о возникновении поселения и его названия (Приложите дополнительные материалы, если имеются).

2.2. К какому оно относилось ранее приходу, волости, уезду, губернии?

2.3. Было ли это село, деревня, хутор и пр.; состояло ли оно из ряда околотков, околков, частей, концов и т.д.? Их названия. Динамика развития.

2.4. К какому функциональному и социо-культурному типу относилось поселение в истории? Укажите изменения типов во времени, исходя из изменения функций.

2.5. Когда были организованы коммуна, колхоз, артель, совхоз, сельский Совет, поселение?

2.6. Какие основные функциональные и экономические особенности выделяют поселение от соседних поселений?

2.7. Какие старые и новые обычаи и обряды бытуют в семьях (в т.ч. строительные, хозяйственные, свадебные, похоронные, поминальные, родственные и др.)?

2.8. Какие памятные события происходили в жизни поселения: общественные (ярмарки, народные гуляния, игры и пр.); религиозные (строительство культовых ансамблей, часовен и пр.); стихийные бедствия и т. д. (Кратко опишите)?

2.9. Перечень основных христианских, мусульманских и др. праздников, их названия, система празднования в течение года (российские, а также женские, мужские, молодёжные, земледельческие, животноводческие, календарные и др.). Их отличия, время празднования. Обряды, совершаемые на праздниках в течение всего года.

2.10. Какие праздники отмечались совместно с другими селениями? Где и как они отмечались и сколько дней?

2.11. Какие народные праздники отмечаются сейчас? Кто их устраивает? Отношение жителей разных социальных групп к участию в таких мероприятиях.

2.12. Имелись и имеются ли специальные места для проведения национальных и религиозных праздников? Где и что происходит?

2.13. Имелись и имеются ли места для проведения молений? Где и на каком расстоянии от селения?

2.14. Отличается ли селение от соседних поселений по обычаям, культуре, языку (диалекту), народной одежде и другим признакам (Покажите это на примере)

2.15. Из каких предметов состоит местная национальная одежда, кто её надевает и в каких случаях.

2.16. Какова национальная кухня местных жителей поселения (блюда, напитки и пр.)?

2.17. Места древних поселений, находящихся поблизости: городище, селище, места старого жительства.

2.18. Переселялись ли жители селения на вновь освоенные участки, образуя выселки, сезонные поселения и пр.?

2.19. Занятия населения и народные промыслы (ранее и сегодня). Основное (полеводство, овощеводство, животноводство, лесообработка и др., плетение из лозы (корзин, и др.); резьба по дереву, изготовление утвари (деревянной, металлической и пр.); изготовление ткацкого инвентаря, выделка овчины, кожи, битье шерсти, валяние шерсти; изготовление деревянной посуды, бондарное дело, гончарство, производство кирпича, производство игрушек, отходничество (указать вид); ткачество, вязание, крашение нитей и холста, узорное ткачество, вышивка и др. в ХIХ – I половине ХХ вв., в настоящее время. Другое. (Опишите).

2.20. В какой форме развиваются промыслы сейчас (семейный бизнес, кооперация, малое предприятие и т.д.)?

2.21. Мнение о значении промыслов и ремёсел в современности, отношение к развитию традиционных элементов посредством школ, ученичества, кооперации и пр. Кто участвует в такой деятельности?

2.22. Как налажены рынки сбыта (торговля, реклама и пр.) изделий народных промыслов или сельхозпродуктов? Ваши предложения по улучшению этой сферы.

Блок 3. Социальные и культурные аспекты жизнедеятельности поселения. Социальные слои и группы населения по интересам. Социально-демографические характеристики и национально-этнические особенности населения, структура семей, занятость, учреждения культуры и социальной сферы.

3.1. Ситуации в демографической сфере в советский период и сегодня. Число дворов (домохозяйств/домовладений)

3.2. Численность населения, гендерный состав.

3.2.1. Половозрастной состав.

3.2.2. Возрастной состав лиц моложе 18 лет.

3.2.3. Динамика численности населения за последние 15 лет.

3.3. Есть ли долгожители (старше 75 лет)? Кто они? Как они сохранили свое долголетие?

3.4. Динамика естественной убыли/прибыли населения.

3.5. Образовательный уровень жителей (количество людей с высшим, средним специальным, средним, неполным, начальным образованием).

3.6. Социальные слои и группы населения по интересам.

3.7. Национальный состав населения.

3.8. Есть ли среди выходцев из поселения известные люди: герои, деятели науки культуры, производства, имеющие или имевшие высокие правительственные награды (герои труда, орденоносцы, заслуженные работники)? Известные полеводы, садоводы, овощеводы, пчеловоды и др.

3.9. Число участников а) Великой Отечественной войны и б) афганской и чеченской войн?

3.10. Число погибших в Великой Отечественной войне, в «афганской» и «чеченской» войнах?

3.11. Структура занятости населения. Существует ли проблема занятости лиц трудоспособного возраста? Предложения по решению вопросов безработицы (если есть).

3.12. Остаётся или нет в поселении молодёжь? Причины, по которым не остаётся? Предложения по решению проблемы.

3.13. Какие главные события произошли в общественной жизни селения в последнее десятилетие?

3.14. Есть ли проблемы в межэтнических отношениях?

3.15. Бытуют ли в селении нерусские имена, фамилии, родовые наречия? Какие?

3.16. Есть ли в поселении знатоки и хранители национальной культуры, бытовых традиций, мастера игры на народных музыкальных инструментах и др.? Кто они, опишите.

3.17. Какие формы народной художественной самодеятельности имелись в поселении в прошлом?

3.18. Современные творческие коллективы, художественная самодеятельность, фольклорная группа (когда они организованы, состав, репертуар). Имеется ли клуб, спортзал и пр., их роль в проведении досуга и воспитании?

3.19. Существует ли в поселении рок-ансамбль, группы гитаристов и пр.? Их состав.

3.20. Какие учреждения социальной и культурной сферы имеются в поселении? Их состояние и деятельность? Отношение жителей поселения к клубу, музею и пр.

3.21. Отношение жителей к музею-заповеднику (музею под открытым небом) в собственном поселении, если он есть или будет организован (в селе, деревне)? Каким он должен быть? Их участие в деятельности такого музея.

3.22. Перечень документов, вещей, предметов, хранящихся в доме, которые могут быть использованы в будущем музее по истории деревни и края. Выяснение возможности передачи их в музей.

3.23. Имеется ли церковь или иное культовое сооружение, если нет, то в каком ближайшем селении и на каком расстоянии оно находится? Какое в социально-культурном контексте оно было: мирское или старообрядческое, приходское или монастырское? Место расположения (в конце деревни, в центре, в лесу или поле, на кладбище и пр.)?

3.24. Правонарушения и уровень криминогенности в районе и поселении.

3.25. Имеется ли в поселении телефон, радио, возможность качественного приёма телепередач? Какими средствами массовой информации пользуются жители? Возможность выхода в Интернет?