logo
НИР СПГАУ - ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И Р

Блок 6. Градостроительная и архитектурно-пространственная ситуация поселения. Жилая, общественная, промышленная и другая застройка поселения, инженерная инфраструктура

6.1. Какова общая форма поселения, какие народные названия улиц. Опишите. (Приложите схему или генплан населённого пункта, если таковые имеются)

6.2. Существует ли генплан села? Если да, когда разработан и утверждён? Динамика развития (поэтапное) деревень, поселения, рабочего посёлка, посёлка городского типа? Имеются ли программы и проекты развития? Опишите основные объекты поселения, историю приватизации и собственности земель.

6.3. Какие учреждения и предприятия имелись в начале ХХ века: волостное правление, церковь, ярмарка, базар, лавка, школа, аптека, больничный покой, телефонно-телеграфная станция, другие?

6.4. Сохранились ли памятники народной архитектуры (XIX - ХХ вв.): дома, амбары, бани, ветряные мельницы, малые формы (колодцы, ограды, ворота) и др.? Их типы. Отношение населения к проблеме сохранения историко-культурного наследия в поселении и в районе, участие местных жителей в такой деятельности.

6.5. Благоустройство поселения: наличие мощёных дорог, выгребных ям, зелёных насаждений и пр. Общая оценка жилого фонда поселения: доля деревянных, каменных и иных домов (в %), время постройки (например, начала 20 века, 1940-е, 1950-е, 1960-е гг.)? Основные типы домов по конструкции и планировке (Опишите).

6.6. Из каких строений состоят усадьбы домохозяйств? Какова обстановка и меблировка домов? Как и чем отапливаются дома? Опишите основные сооружения.

6.7. Опишите церкви и другие культовые постройки (часовни, обетные кресты, мечети, медресе и пр.), если они имеются в поселении и рядом с ним (типология, деревянные, каменные).

6.8. Сколько кладбищ было и есть в поселении, где располагались? Обряды, связанные с погребением.

6.9. Где размещались жилые дома причта, священника, дьяка, служб в разные периоды времени и сегодня?

6.10. Где находился сельский центр, волостная или сельская изба, затем правление колхоза, совхоза, поселения и др.?

6. 11. Существовала ли церковно-приходская школа, училище или сельская школа грамоты (сведения о грамотности населения в поселении в доре­волюционное и советское время), медресе? Место расположения: изба, жилой дом, зимовка, специально построенные здания.

6.12. Места размещения промысловых и ремесленных построек (мельниц, кузниц, пивоварни, пожарок, коптилен, пасек и пр.). Их устройство (обмеры, фото фиксация, если сооружения сохранились).

6.13. Места размещения общественных сходов, жеребьёвок, торгов, ярмарок, торжков - рынков (лавки, магазины, шинки) на территории поселения?

6.14. Детально опишите «Дом и его жители» (включая разработку схемы «древа» семьи). Приложите на отдельных листах следующую информацию:

Строитель дома. Этапы строительства, перестройки, когда осущест­влялись, кем.

Обмеры планов, фасадов, деталей. Фото фиксация.

Декоративное убранство постройки - скульптура, роспись (наружная, внутренняя), резьба и пр. Места расположения. Фото. Местные названия элементов дома, смысл содержания украшения и пр.

Перечень строительных обрядов, совершавшихся при постройке дома.

Перечень лиц, кто жил или продолжает жить в настоящее время в иссле­дуемом доме. Род их занятий.

Выяснение родственных связей в поселении, их контакты в прошлом и настоящем, составление древа жизни.

Дети, внуки. Где живут, чем занимаются; если они переехали в другое поселение, город, приезжают ли на родину, как часто? Есть ли у них желание вернуться?

Благоустройство дома (отопление, канализация, газ, водопровод).

Вы­яснение предпочтений, желаний и возможностей жителей по дальнейше­му благоустройству дома: ремонт, реставрация, реконструкция старой постройки или новое строительство. Какие материалы и конструкции используются?

Если новое, то какое (на городской манер или в традициях района), с учетом собственного бизнеса или другое? Отношение к реконструкции с целью приёма худож­ников, дачников, туристов и пр. на летнее или другое время?