6.5. Методические рекомендации по составлению программ развития сельских поселений и их интеграции с программами районного и регионального уровня
В условиях перехода к рыночной экономике агропромышленный комплекс России приобретает всё большее разнообразие форм хозяйственной деятельности и объединений, которые обуславливают изменение градостроительной деятельности в сельской местности. Однако существующие методы архитектурной науки не позволяют решать современные проблемы, требующие комплексного рассмотрения.
В новых условиях хозяйствования методологической базой проектирования должен стать средовой подход к решению градостроительных и архитектурных задач организации сельской среды обитания.
Это связано с тем, что существующий нормативный подход к проектированию не учитывает многообразие территориальных особенностей, многообразие условий жизнедеятельности людей, этнические особенности, культурные традиции общности людей, проживающих в поселениях.
Новый градостроительный кодекс (ГрК) Российской Федерации с 1 января 2010 года вводит обязательность разработки документов территориального планирования для федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Главной целью территориального планирования субъекта федерации является создание такой пространственной структуры территории, которая учитывая природные, культурные, демографические, экологические, социальные и другие условия развития, будет способствовать устойчивому развитию всех отраслей экономики и наилучшим образом обеспечит благоприятные и безопасные условия проживания населения, охрану и рациональное использование природных ресурсов, сохранение объектов культурного наследия, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущих поколений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести комплексные обследование территорий субъекта федерации для выявления природного - ресурсного, историко-культурного, демографического, социального и экологического потенциалов, выявить проблемные местности и поселения, а также зоны с особыми условиями пользования территорией;
на основе обследования разработать предложения по совершенствованию пространственной организации территории, включающей в себя:
развитие выявленного опорно-пространственного каркаса территории;
территориальное планирование развития муниципальных образований (районов) субъекта федерации;
на базе территориального планирования обосновать функциональное зонирование местности, определение режима средопользования в каждой из выявленных зон.
Согласно статье 14 ГрК РФ198 результирующими документами территориального планирования субъектов РФ является карты (схемы), на которых обозначены:
границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта РФ;
границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;
границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а так же планируемые границы таких земель;
границы территорий объектов культурного наследия;
границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы территорий, подверженных риску возникновение чрезвычайных ситуации природного и технического характера и воздействия их последствий;
границы земельных участков, которые предоставлены для размещение объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капительного строительства, находящиеся в собственности субъекта РФ, а так же границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
Предлагаемая модель регулирования процесса организации территориального планирования и сельского расселения, для обеспечения устойчивого развития представлена на рис. 6.5.1.
Непосредственное (административно-управленческое) регулирование путем разработки и реализации целевых программ и инвестиционных проектов Правовое обоснование сельского расселения для всех независимых субъектов градостроительной деятельности в целях устойчивого развития
Формирование
концепции сельского
расселения
Разработка и утверждение Государственной программы развития территории и расселения РФ Разработка и реализация программ Федеральных целевых программ территориально-планировочного и градостроительного профиля Разработка и утверждение генеральной схемы расселения и организации территории Разработка и принятие специальных федеральных законов и Градостроительного кодекса РФ
Уровень компетенции
органов государственной
власти РФ
У Разработка и утверждение Государственных программ, планов развития территории и сельского расселения отдельных субъектов Федерации Разработка и реализация региональных целевых программ территориально-планировочного и градостроительного профиля Разработка и утверждение региональных схем сельского расселения. Создание и ведение градостроительных кадастров субъектов РФ. Разработка и принятие специальных законов и (или) Градостроительных кодексов субъектов РФ
органов государственной
власти отдельных
субъектов РФ
Разработка и принятие правил землепользования и застройки. Составление и утверждение генпланов населенных мест, и проектов планировки зон с особыми условиями использования территории. Создание и ведение градостроительных кадастров. Разработка и реализация проектов застройки сельской территории или сельского поселения
Уровень компетенции
органов местного
самоуправления
Рис. 6.5.1. Модель регулирования процессов организации территориального планирования и сельского расселения для обеспечения их устойчивого развития
Разработанные и утвержденные документы территориального планирования субъекта Российской Федерации являются основой территориального планирования муниципальных образований. В соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006г.), муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения199. Процесс разработки программы развития территории с учётом комплексности различного уровня (федерального, регионального и местного) приведён на рисунке 6.5.2.
По завершении территориального планирования муниципальных образований оформляются следующие документы:
1. Схема территориального планирования муниципального района, которая включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:
объекты электро-, водо- и газоснабжения в границах муниципального района;
автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктам, мостов и иных транспортах инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в городских муниципального образования;
иных объектов, размещение которых необходима для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.
Схемы (карты) территориального планирования сельского муниципального района включают в себя:
существующие и планируемые границы поселений входящих в состав муниципального района;
границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;
границы территорий объектов культурного наследия;
границы зон с особыми условиями использование территорий;
границ земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.
Рис. 6.5.2. Процесс разработки программ развития территории
2. Генеральный план сельского поселения, который разрабатывается на основе схемы территориального планирования муниципального образования с проведением в обязательном порядке публичных слушаний.
Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направление и границы развития территорий сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благоустройству.
Особенностью документов территориального планирования муниципальных образований на современном этапе, является необходимость проработки всей территории либо района (для схем территориального планирования муниципальных районов), либо - поселения или городского округа (для генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений). При этом должны быть показаны границы, как существующие, так и планируемые, земель всех категорий, в т.ч.: земель населенных пунктов; земель сельскохозяйственного назначения; земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Каждая категория земель в составе генерального плана должна быть также дифференцирована по зонам. Например, для территорий населенных пунктов должны быть выделены следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные. В составе земель сельскохозяйственного назначения должны быть выделены сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. На отдельных схемах должны быть показаны земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения. Из состава земель особо охраняемых территорий должны быть показаны земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли.
При этом все территории должны также дифференцироваться по уровню ведения (собственности, значению) – федеральные, областные, муниципального района, муниципального поселения, муниципального городского округа.
В составе документов территориального планирования осуществляется резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, в т.ч. для размещения объектов производственной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создание особо охраняемых природных территорий, строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Предлагаемый методический подход позволяет более обоснованно принимать решения по развитию территорий субъектов Российской Федерации, особенно в сельской местности. Например, как показывает анализ, основной причиной препятствующей росту темпов малоэтажного строительства в Ленинградской области является «отсутствие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки»200.
В других регионах, например, в Воронежской области документы территориального планирования подготовлены в 2008 году, но до настоящего времени не завершены работы по подготовке правил землепользования и застройки городских и сельских поселений201.
Одной из причин такого длительного решения обозначенной проблемы является отсутствие целевого финансирования данной работы. Как показывает анализ, средства требуются немалые. Так стоимость разработки генерального плана Боевского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области за 1 кв. км. составляет 9,103 тыс. рублей (без учёта стоимости картографического материла).
Аналогичная работа в Смоленской области проводилась с 2001 по 2006 год202, что обусловлено недостаточным финансированием в первые годы разработки схемы территориального планирования и недостаточным опытом проведения работы.
Более основательно к вопросу подготовки территориального планирования подошли в Белгородской области, где администрациями поселений были переданы на уровень муниципального района следующие полномочия в сфере градостроительной деятельности:
выдача разрешений на строительство;
передача полномочий по приёму объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, расположенных на территории поселения;
разработка и утверждение местных нормативов планирования сельских поселений;
резервирование земель и изъятие, в том числе путём выкупа земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд203.
При этом администрации поселений осуществляют контроль за исполнением полномочий, переданных по договору администрации муниципального района, перечисляют финансовые средства, предназначенные для исполнения переданных полномочий, а также предоставляют необходимую информацию, материалы и документы, связанные с передаваемыми полномочиями. Кроме того, администрации поселений оказывают содействие и помощь районной администрации, главному архитектору района и другим специалистам в части подготовки документов территориального планирования и плавил землепользования и застройки, поскольку именно на этом уровне имеется достаточно полная информация о реальном состоянии сельских поселений и проблемах развития территорий, объективных предпосылках зонирования территории, инженерного и транспортного обустройства и так далее.
Анализ сложившейся практики территориального планирования позволяет сделать вывод о том, что данная проблема государственными органами власти пущена на самотёк, что неизбежно приведёт к перекосам в развитии хозяйственной деятельности по всей территории страны.
Следовательно, первоочередной задачей при формировании долгосрочных программ развития, в том числе и сельских территорий, должна стать проблема государственного контроля за формированием планов развития территорий субъектов федерации и изыскания возможности устойчивого финансирования этой работы из федерального бюджета.
Методический подход к формированию программ развития сельских поселений их интеграции с программами районного и регионального уровней, сформированный по результатам выполнения научно-исследовательской работы представлен на рисунке 6.5.3.
Этапы создания сельских поселений XXI века приведены в приложении Н.
- Отчет о научно-исследовательской работе
- Реферат
- Содержание
- 1.1. Выявление историко-культурных земель (регионов) и их границ на примере Русского Севера 24
- 1.2. Типы расселения и планировочные особенности сельских поселений 30
- 1.3.Исторические предпосылки возникновения архитектурно-планировочных традиций на территории русского Севера. 36
- 3.2. Типология сельских поселений 138
- 3.3. Опыт организации сельских поселений на примере зарубежных стран 148
- 4.1. Проектирование сельского поселения 195
- 4.2. Региональные особенности формирования и развития сельской среды 214
- 4.3. Анализ предпосылок формирования современного характера малоэтажной застройки сельских территорий 215
- 4.4. Предлагаемые модели жилых домов 228
- 4.5. Предложения по формированию моделей сельских усадеб 274
- 4.6. Предлагаемые модели сельских поселений 291
- 6.7. Разработка предложений по междисциплинарным исследованиям ресурсов с разработанным вопросником по сельскому поселению 442
- 6.8. Участие населения и организация партнерств: российский опыт 448
- Нормативные ссылки
- Определения
- Введение
- Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- 1. Анализ научных исследований в сфере изучения сельских поселений в Росси и зарубежных странах
- 1.1. Выявление историко-культурных земель (регионов) и их границ на примере Русского Севера
- Историко-культурное зонирование архангельских и вологодских земель
- 1.2. Типы расселения и планировочные особенности сельских поселений
- 1.3.Исторические предпосылки возникновения архитектурно-планировочных традиций на территории русского Севера.
- Выбор места в природной среде. Группировка селений и планировочные приемы
- Архитектурно-пространственная и композиционная организация
- 1.4.Разработка социокультурной типологии сельских поселений, исходя из исторических и современных аспектов их развития
- Социокультурная типология исторических сельских поселений
- Одинцовского, Звенигородского и соседних районов Московской области
- Ивановская область
- 2. Исследование факторов, влияющих на формирование сельских поселений
- 2.1. Энергоэкономичность сельского поселения
- 2.2.Экологический подход к созданию сельского поселения
- 2.3. Влияние экологических факторов на планирование сельских поселений
- 2.4. Взаимосвязь архитектурно-климатических факторов с энергоэкономичностью малоэтажной жилой застройки
- 2.5. Влияние общих фоновых и местных климатических условий на застройку сельского поселения
- 3. Анализ типов и типологии сельских поселений на основе исторических и современных путей их развития.
- 3.1. Типы сельских поселений по архитектурно-пространственным решениям
- 3.1.1. Исторические предпосылки формирования архитектурных решений сельских поселений
- Свободная застройка
- Периметральная (центрическая) застройка
- Радиально-кольцевая застройка
- Рядовая (линейная, уличная) застройка
- Регулярная застройка
- Ландшафтно-усадебная застройка
- 3.2. Типология сельских поселений
- 3.2.1. Группировка поселений по их величине (людности)
- 3.2.2.Функциональная типология современных поселений
- 3.3. Опыт организации сельских поселений на примере зарубежных стран
- 3.3.1. Опыт обустройства сельских поселений сша
- Законодательная база строительства.
- Материально - технологическое обеспечение строительства.
- 3.3.2. Опыт обустройства сельских поселений Канады
- Канада, Манитоба, Дивизион №10, Уайт Плайнс (White Plains) Планировочные решения.
- Населенный пункт Гранум (Granum) (Канада, провинция Альберта).
- Населенный пункт Беркс Фолс (Burk’s Falls), провинция Онтарио, Канада.
- Канада, провинция Альберта, в окрестностях поселения Пис Ривер.
- Сельское хозяйство Канады.
- Южное Онтарио, район Фронтенак Канти (Frontenac County), южнее города Кингстон (Kingston). Строительство.
- Семьи в жилищном строительстве Канады (%).
- Домов на деревянной основе и каменно-цементных домов в общем объёме жилищного строительства в Канаде в 2003-2005 (тыс.Ед.).
- Система управления.
- 3.3.3. Опыт обустройства сельских поселений Германии
- Государственное устройство фрг по регулированию пространственной организации
- 3.3.4. Опыт обустройства сельских поселений Норвегии
- 3.3.5. Опыт обустройства сельских поселений Швеции
- Основные термины
- Дополнительные понятия
- 3.3.6. Опыт обустройства сельских поселений Финляндии Сельское расселение
- Группировка
- Разработка типов и базовых моделей сельских поселений XXI века
- Проектирование сельского поселения
- Территория, её функциональное назначение и размеры
- Нормативы для определения баланса территории поселения
- Ориентировочные нормы площади производственных зон
- Численность и демографический состав поселения
- Социальная инфраструктура сельских поселений
- Производственная среда сельского поселения
- Инженерное оборудование и благоустройство территории сельского поселения
- Транспорт и улично-дорожная сеть
- Требования по охране окружающие среды, памятников истории и культуры
- Региональные особенности формирования и развития сельской среды
- Для северных районов и Сибири характерно:
- Для средней полосы европейской части России характерно:
- Для южных районов характерно:
- Анализ предпосылок формирования современного характера малоэтажной застройки сельских территорий
- 4.4. Предлагаемые модели жилых домов
- Предлагаемый подход к определению площади комфортного жилья для сельских поселений XXI века
- 4.4.1. Экодом
- Обогрев экодома
- Система вентиляции экодома
- Водоснабжение экодома
- Энергообеспечение экодома
- Биопеработка твердых органических отходов
- 4.4.2. Деревянный рубленый дом
- Ларри Пирсон)
- Вопросы экологической безопасности конструкций с использованием полимерных материалов
- Пожаробезопасность конструкций с использованием полимерных материалов
- Энергоемкость конструкций с использованием полимерных материалов и проблемы их утилизации
- Значения энергетических эквивалентов152
- 4.4.3. Типы домов, рекомендуемые для строительства в южных районах
- Землебитные дома
- Саманный дом
- Соломенный дом
- Камышовая крыша
- 4.5. Предложения по формированию моделей сельских усадеб
- Рекомендуемые площади помещений усадебного дома (м2)
- Размеры хозпостроек для содержания скота и птицы в индивидуальных хозяйствах (м2)
- Обоснование рекомендуемого размера земельного участки для усадебного строительства
- 4.5.1. Модель усадьбы сельского жителя
- 4.5.2. Модель фермерской усадьбы
- 4.5.3. Усадьба, как второе жилище горожанина
- 4.5.4. Поместье ландшафтно-усадебного типа
- 4.6. Предлагаемые модели сельских поселений
- Поселение ландшафтно-усадебного типа
- Основные требования к градостроительным решениям ландшафтно-усадебного поселения
- Фермерское поселение
- Предлагаемые модели фермерских поселений
- Экопоселение
- Система расселения экопоселений
- Предложения по формированию инновационных моделей экопоселений XXI века
- Планировка участка экологического типа
- Предлагаемые модели поселений экологического типа
- Агрогородок
- Предложения по формированию моделей агрогородков как сельских поселений XXI века
- 4.6.5. Агрокластерное поселение
- Предлагаемая модель планировки агрокластерного поселения
- Квартальная планировка инновационной модели агрокластера с учетом особенностей природной среды
- 4.6.6. Лесоохранные и лесопромышленные поселения
- Предлагаемая модель планировки лесоохранного и лесоромышленного поселения
- Модель свободной планировки лесоохранных и лесоромышленных поселений
- 4.6.7. Рыбопромысловое и охотничье-промысловое поселение
- 4.6.8. Ведомственные поселения (учреждений здравоохранения, просвещения и туризма)
- Предложения по формированию моделей планировок ведомственных поселений: учреждений здравоохранения, просвещения, туризма
- Линейная планировка инновационной модели ведомственных поселений учреждений здравоохранения, просвещения, туризма
- 4.6.9. Дачные поселения
- Текущее состояние дачных поселений в Российской Федерации
- Предложения по реконструкции и трансформации существующих дачных поселений
- 4.6.10. Загородные жилые поселения (коттеджные посёлки)
- Предложения по совершенствованию архитектурно-планировочной структуры коттеджных поселков
- 5. Оценка состояния сельских территорий и населенных пунктов, требующих адресной государственной поддержки для их сохранения и развития
- 5.1. Анализ состояния сельских поселений в Российской Федерации
- 5.2. Оценка состояния сельских территорий и населенных пунктов, требующих адресной государственной поддержки для их сохранения и развития
- 5.2.1 Расчет индекса налогового потенциала
- 5.2.2. Расчет индекса бюджетных расходов
- Показатели социально-экономического развития сельской территории
- Показатели социально-экономической оценки территории сельского поселения
- 6. Методология и рекомендации по интеграции программ устойчивого развития сельских поселений с программами устойчивого развития сельских территорий районов и субъектов Российской Федерации
- 6.1. Концепция устойчивого развития населённых пунктов
- 6.2. Условия устойчивого развития сельских поселений XXI века
- 6.3. Факторы, влияющие на устойчивое развитие сельских территорий
- 6.4. Государственная политика по обеспечению устойчивого развития сельских поселений
- 6.5. Методические рекомендации по составлению программ развития сельских поселений и их интеграции с программами районного и регионального уровня
- Уровень компетенции органов местного самоуправления
- Уровень компетенции органов государственной власти субъектов рф
- Уровень компетенции органов государственной власти Российской Федерации
- 6.6. Исследования и методы организации партнерств в сельских территориях с учетом зарубежного опыта
- Организация местных локальных партнерств214
- Три начальных момента, три концепции развития партнерств
- Модели местных партнерств в динамике развития
- Функция принятия решений
- 6.7. Разработка предложений по междисциплинарным исследованиям ресурсов с разработанным вопросником по сельскому поселению
- 6.8. Участие населения и организация партнерств: российский опыт
- Социокультурные составляющие местного самоуправления
- Заключение
- Список литературы
- Приложения Приложение а Типы поселений, характерные для Русского Севера (на примере поселений Архангельской области и Республики Карелия)
- Приложение б Список Посёлков городского типа систематизированных из Перечня исторических городов России224
- Сельские поселения в Списке исторических населенных мест рсфср, 1990 г.
- Приложение в Нормы расчета площадей зданий обслуживающего назначения
- Приложение г Примеры зданий общественного обслуживания сельских поселений
- Приложение д Архитектура производственной среды сельского поселения
- Приложение е Архитектура предприятий сельскохозяйственного растениеводства
- Классификация культивационных сооружений
- Размещение культивационных сооружений
- Блок 1. Региональные аспекты поселения
- Блок 4. Социально-экономический аспект поселения (исторический и современный)
- Блок 5. Природно-экологические и ландшафтные аспекты поселения
- Блок 6. Градостроительная и архитектурно-пространственная ситуация поселения. Жилая, общественная, промышленная и другая застройка поселения, инженерная инфраструктура
- Блок 7. Управление и самоуправление в поселении и регионе, финансовые аспекты поселения.
- Приложение и Примеры вовлечения населения в проекты сельского развития
- Опыт организации разработки и реализации стратегий развития муниципальных образований (Владимирская область)228
- Приложение к Проект Всемирного банка «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России»
- Формы местного участия могут быть различны:
- Приложение л Опыт организации агропоселений на примере поселения «Меленцы» (Республика Сербия)
- Приложение м Методика государственной кадастровой оценки земель поселений
- 1. Определение кадастровой стоимости земельных участков поселений
- 2. Система показателей, используемых при кадастровой оценке стоимости земель
- Показатели, характеризующие уровень социально – экономического развития территории
- Приложение н Этапы создания сельских поселений XXI века
- 117 В. Петров « Малоэтажное строительство в сша»,arbat Builders Inform Agency, Chicago, usa
- 198 Градостроительный кодекс рф Статья 14. «Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации»