logo search
НИР СПГАУ - ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И Р

Государственное устройство фрг по регулированию пространственной организации

Германия основана по федеративному принципу – на основе децентрализации проведения политики, где Землям переданы обширные полномочия и самостоятельность, но одним из ключевых вопросов, решаемых на федеральном уровне, является развитие территорий, так как понимается исключительная важность этого процесса со стороны как правительственных, так и общественных организаций. В Германии понимают, что основным инструментом поддержания целостности государства является развитие планирования развития территорий.

На Федеральном уровне разрабатываются основы пространственного развития всей территории Германии. Разработку документов пространственного развития ведет Министерство территориального развития. Документация пространственной организации на Федеральном уровне состоит из двух документов: Программа территориального развития страны; План территориального развития страны.

В Программе территориального развития страны разработаны основные цели, задачи и пути решения пространственной организации. План территориального развития состоит из графической информации и пояснительной записки к ней. В Плане, в частности определяются центральные поселения высшего уровня (крупные центры) и главные оси развития. В планировочной системе пространственной организации Германии предусматривается три уровня центральных поселений – высший, средний и низший, которые соответственно определяются на Федеральном, Земельном и окружном уровнях. При разработке планов Федерального значения крупные центры размещают равномерно по всей территории страны. Эти центры служат центрами притяжения и массового скопления людей, центрами деловой и производственной активности. Таким образом, планирование пространственной организации (в нашем понимании – градостроительное планирование) создает основу для развития экономики, как самих центров, так и прилегающих к ним территорий. Для сообщения центров развития планируются главные оси развития. Планирование крупных центров и главных осей развития на Федеральном уровне имеет целью обеспечить равные условия для экономического развития территорий по всей стране.

Главными законами, регулирующими пространственную организацию в Германии являются Конституция и Закон о пространственной организации.

Пространственная организация ФРГ имеет статус государственного значения, т.е. процесс пространственной организации реализуется исключительно в государственных интересах (п. 2, ст. 23, Закон о планировании Земли Бавария). В соответствии с представленной ниже структурой пространственная организация на федеральном уровне имеет следующие принципы:

·  определение основных целей и направлений пространственной организации ФРГ;

·  определение и развитие крупных центров;

·  определение и развитие главных осей развития; на уровне Земель:

·  учет плановых целей, установленных на Федеральном уровне;

·  определение дополнительных целей пространственной организации Земли;

·  учет географического положения Земли в ФРГ;

·  объединение территорий в регионы;

·  определение и развитие центральных поселений (средние центры);

·  формирование осей развития;

·  целесообразное развитие транспортной и соцкультбытовой инфраструктуры;

·  создание благоприятных условий для развития экономики;

·  охрана окружающей среды;

·  ресурсосбережение;

на региональном уровне:

·  учет плановых целей, вышестоящих уровней;

·  определение целей пространственной организации региона;

·  определение и развитие поселений низшего уровня (малые центры)

·  определение территориальной структуры региона;

·  определение структуры экономики региона;

·  определение функций общин;

·  развитие систем жизнеобеспечения региона;

·  сохранение окружающей среды;

на муниципальном уровне:

·  учет плановых целей, вышестоящих целей;

·  определение целей пространственной организации м. о.

·  разработка плана использования территории.

·  разработка плана застройки

·  разработка ландшафтного плана

На уровне Земель территориальное планирование подчиняется отраслевому ведомству, которое наиболее тесно связано с планированием территории, причем в разных Землях эти министерства могут называться по-разному, например, в Баварии – это министерство развития земли и окружающей среды, в Нижней Саксонии – министерство внутренних дел. На этом уровне разрабатывается План территориальной организации Земли и одобряется Ландтагом или принимается на основании правового предписания. Планы со-держат конкретные территориальные или материальные цели в масштабе 1:500.000 и включают положения, касающиеся всей Земли. В большинстве Земель аналитическую основу программ территориальной организации представляют регулярные Отчеты по территориальной организации, создаваемых в рамках наблюдения за территорией.

Важнейшим уровнем территориального планирования ФРГ является региональный уровень. На этом уровне соединяются планирование использования территории Земли и общин. Также здесь наиболее интенсивно сталкиваются территориальное планирование ландшафтное планирование. Правовые основы регионального планирования составляют Программы развития территории Земель. Поле действия региональных планов уточняет Земля путем директивных предписаний, распоряжений по выполнению планов.

Местное планирование – это низшая ступень в системе планирования ФРГ, которая находится в компетенции местного самоуправления. Муниципалитеты должны выйти на соответствующий местным условиям уровень конкретизации планов, не сильно ограничивая при этом рамки самостоятельного планирования и обустройства муниципального жизненного пространства. На этом уровне разрабатывается План использования территории, представляющий собой в общих чертах виды землепользования в соответствие с перспективами градостроительного развития, а также План застройки, содержащий обязательные в правовом отношении градостроительные предписания.  

Важной чертой германской системы пространственного развития является наличие на всех уровнях планирования специальных вневедомственных Советов по пространственной организации, состоящих из компетентных специалистов этой области, без которых не может состояться ни одно проектное решение, ни проведение мероприятий, затрагивающих вопросы использования территорий.

Таким образом, процесс пространственной организации развивается в условиях солидной правовой базы, в системе эффективно работающих организаций, а также весьма равномерно размещенных на территории страны и представленных на всех уровнях планирования профессиональных кадров.