1.4.2. Организация труда и его планирование в научных исследованиях
Организация как смысловое понятие предусматривает упорядоченность взаимодействия отдельных элементов, находящихся в функциональной зависимости. Организационные принципы в области научной организации творческого труда в течение длительного времени были основаны на практическом опыте исследователя. Необходимость научной организации творческого труда в исследовательской деятельности возникла в связи с тем, что появилась потребность координации и взаимной увязки целого ряда однородных по техническому характеру процессов коллективного труда, когда методы организации, основанные на практическом опыте отдельного исследователя, не обеспечивали оптимальность творческого процесса в условиях технического прогресса.
Повышение уровня использования научного потенциала является важнейшим направлением увеличения эффективности науки, которое зависит от организации труда научных работников. Рациональная организация труда обеспечивает снижение трудовых затрат на науку.
Важнейшими принципами организации труда в научной деятельности являются преемственность, коллективность, динамичность, мобильность, самоорганизация, творческий подход.
Преемственность – взаимосвязь между живым и овеществленным трудом в ранее выполненных научных исследованиях. Наука не могла бы развиваться, если бы каждый исследователь начинал "с нуля". Поэтому в организации труда в научных исследованиях большую роль играет изучение наследия предшественников.
Коллективность труда в научных исследованиях обусловлена ростом специализации работников, масштабами и сложностью исследований, развитием материально-технической базы науки. В сфере умственного труда, особенно творческого, общение между его участниками опосредуется устной речью и письмом, что не всегда позволяет достичь быстроты и точности взаимопонимания. Поэтому возникает необходимость сплочения сил многих работников, хотя непосредственный процесс творчества имеет индивидуальный характер. Это противоречие устраняется путем координирующих воздействий управления научными исследованиями (консультациями, коллективными обсуждениями программ работ, координационными совещаниями и др.).
Коллективизм, применяемый в большинстве отраслей науки, основан на функциональном разделении труда, при котором отдельные функции закрепляются за различными работниками (организаторами, координаторами, информаторами, прогнозистами, экспериментаторами).
Оптимальная организация коллективной работы включает также кооперирование – сочетание различных демографических и психологических типов ученых, "генераторов" идей с исполнителями, смелых с осторожными, инициативных с более самокритичными и т.п. При этом необходимо учитывать психологическую совместимость работников.
Динамичность организационных форм труда в научных исследованиях определяется тем, что в условиях ускорения темпов развития науки изменяются формы разделения и кооперации труда (расстановка кадров, уровень коллективности труда, членение работы на этапы, организация подготовки к её выполнению, организация рабочего места и т.п.). Она вызывает необходимость в оперативном обеспечении координации действий работников в процессе исследований. На основе полученных результатов в рабочие планы и методику выполнения работ вносятся коррективы, направленные на успешное завершение исследований в регламентируемые сроки.
Мобильность профессиональной подготовки кадров состоит в адаптации работников к перемене функций, специализации, места работы, что в значительной мере влияет на организацию труда. Особенно необходима она в экономических исследованиях, поскольку отраслевая подготовка экономистов (промышленность, строительство, транспорт, торговля) в определенной мере ограничивает возможности изучения межотраслевых связей. Поэтому возникает потребность в адаптации специалистов к направленности изучаемых явлений.
Самоорганизация предусматривает комплекс мероприятий социологического и психофизиологического характера, осуществляемых работником с целью повышения эффективности проводимых исследований. Поскольку исследования экономических процессов связаны с обработкой больших массивов цифровой информации, то исследователь должен выработать в себе такие черты характера, как сосредоточенность, внимательность, аналитичность мышления, позволяющие критически оценивать результаты выполненных расчетов и группировок данных. В экономических исследованиях нельзя принимать ни один вывод на основании утверждения авторитетов или непроверенных данных. У исследователя должно быть всегда опасение, что непроверенный им самостоятельно сделанный вывод путем сбора, группировки и обработки информации об объекте исследования не является достоверным. При этом должно осуществляться самонормирование труда, оно состоит в определении ежедневной нормы, которую исследователь устанавливает для себя лично. Так, может быть установлена норма написания текстового материала 8-10 страниц, составление 4-5 аналитических таблиц, реферирование 70-80 страниц литературных источников и т.п.
Творческий подход основан на изучении и обобщении имеющихся достижений в данной области знаний, критическом осмыслении их и создании новых концепций. Направлен он на производство новых знаний и, в частности, на познание объективных законов и тенденций развития явлений, позволяющих решать новые научно-теоретические и научно-практические проблемы. В экономических явлениях творческий подход применяется при изучении передового опыта работы предприятий и объединений, обобщении сведений из литературных источников об объекте исследования.
При этом с помощью различных методов исследования и осмысления тенденций, изучаемых явлений исследователь делает вывод о творческом применении полученных результатов в дальнейшем совершенствовании изучаемых экономических явлений.
Организация коллективного труда в исследованиях, проводимых в научно-исследовательских институтах, научно-производственных объединениях, лабораториях, связана с упорядочением трудовых процессов и внедрением планов НОТ. Планы НОТ в коллективах, занятых исследовательской деятельностью, включают: организацию трудовых процессов и рабочих мест, обеспечение благоприятных условий труда, организацию труда по функциональному обслуживанию рабочих мест, нормирование и материальное стимулирование, развитие творческих способностей и общественной активности работников.
Как известно, в коллективах, занятых научными исследованиями, имеется много общего с организацией любого общественного труда. Вместе с тем существуют некоторые особенности, которые заключаются в нормировании труда работников, занятых исследовательской деятельностью. Изучение практики работы НИИ и других подразделений, занятых научными исследованиями, показывает, что "генераторы" научных идей и "прогнозисты" в коллективах не превышают 20 % и их труд пока не поддается нормированию. Труд остальных работников, занятых исследовательской деятельностью, поддается количественному измерению, что учитывается при планировании их численности.
Рациональная организация труда в научных исследованиях основана на его плавности, которая воплощается в программах, предварительных и рабочих планах исследований, индивидуальных планах и графиках выполнения работы.
Программа исследования определяет его задачу, общее содержание и народнохозяйственное значение, замысел, принцип решения, методику, объем работ и сроки выполнения.
Предварительный план исследования является конкретизацией работ по выбранной теме. В нем указывается период выполнения работ, затраты и источники их финансирования, результаты исследования, место внедрения и предполагаемая эффективность.
Рабочий план составляется после того, как исследователь хорошо овладел темой, уточнил ее теоретические предпосылки, ознакомился с историей вопроса, изучил литературу и практику. В нем находят отражение выдвижение и обоснование рабочей гипотезы, проверка и развитие которой составляет основное содержание последующей работы. В рабочем плане указывается не только то, что нужно сделать, но и каким путем, с проработкой важнейших моментов, с расчленением работы на этапы, определяются периоды их завершения и конкретные исполнители.
Индивидуальный план разрабатывается каждым исследователем на ту часть работы, которая определена ему в рабочем плане.
В нем отражается взаимосвязь работ, выполняемых другими исполнителями, определяются предполагаемый результат и его реализация, срок выполнения работы. Этот план утверждает руководитель разрабатываемой темы или ее раздела.
График выполнения работы составляется на основании рабочего плана с учетом индивидуальных планов отдельных исполнителей. В нем указываются сроки завершения работ по каждому этапу, внедрения результатов и лица, ответственные за соблюдение этих сроков. Его утверждает руководитель научного подразделения, ответственный за выполнение данной темы или проблемы в целом.
- Основы научных исследований учебное пособие
- 1. Основы научных исследований
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- Введение
- 1. Основы научных исследований
- 1.1. Науковедение и его развитие.
- 1.2. Структура и классификация наук
- 1.3. Научная проблема и обоснование темы исследования
- 1.4. Организация труда научных работников
- 1.4.1. Особенности творческого труда в научной деятельности
- 1.4.2. Организация труда и его планирование в научных исследованиях
- 1.4.3. Рациональный трудовой режим исследователя и организация рабочего места
- 1.4.4. Виды систематизации результатов исследований и их содержание
- 2. Система высшего образования в россии
- 2.1. Функции высшего профессионального образования
- 2.4.1. Научные методы познания в исследованиях
- 2.4.2. Источники информации
- 2.4.3. Методика работы над литературными источниками
- 3. Зачем пишут рефераты
- 3.1. Общие представления о реферате
- 3.2. Какие темы рефератов бывают по курсу "Введение в специальность"
- Тема 5. Отрасль, где я предполагаю работать, и роль работников учета в этой сфере
- Тема 6. Система высшего образования в стране
- Тема 7. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
- Тема 8. Выпускающая кафедра, ее роль в подготовке специалистов высшего образования
- Тема 9. Учебный процесс и основы его организации
- Тема 10. Права и обязанности студентов
- Тема 11. Научно-исследовательская работа в университете
- Тема 12. Подготовка научных кадров в России по учету и аудиту
- Тема 13. Участие студентов в трудовых формированиях университета
- Тема 14. Общественная работа студентов в университете
- Тема 15. Студент и быт
- Тема 16. Студент и спорт
- Тема 17. Формы и методы профессиональной ориентации
- 5.9. Основной порядок защиты дипломных работ
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- 6.2. Требования к оформлению работы
- 6.2.1. Общие требования
- 6.2.9. Таблицы
- 6.2.10. Формулы
- 6.2.11. Цитаты, ссылки и примечания
- 6.2.13. Приложения
- Раздел I – Представить 27.02.2000 г.
- Раздел II – 10. 03. 2000 г.
- Раздел III– 20. 0 5. 2000