logo
Учебн

2.4.3. Методика работы над литературными источниками

В процессе научного исследования работа над литературными источниками осуществляется на всех его стадиях. На подготовительном этапе имеющиеся публикации способствуют конкретизации темы, определению объектов исследования, а также разработке теоретических предпосылок будущей работы, её методологического обеспечения. При этом следует глубоко изучить работы классиков экономической теории, решения и постановления правительства РФ по экономическому и социальному развитию страны и отдельных регионов, труды выдающихся ученых РФ, затем методическую литературу по проведению научных исследований в данной области науки. Изучение литературных источников помогает уяснить народнохозяйственную значимость избранной темы исследования, вооружает основополагающими теоретическими и методологическими принципами её выполнения.

Работа над литературными источниками выдвигает перед исследователем требование – уметь быстро читать, воспринимать и анализировать прочитанное, концентрировать внимание на главном, существенном для раскрытия темы исследования.

Применение различных методов работы с литературными источниками позволяет отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, чётко сформулировать гипотезу исследования. После первичного обзора литературы, отобранной из библиотечных каталогов, ознакомления с аннотацией, введением, оглавлением, заключением и беглого просмотра содержания избирается способ проработки источника, включающий тщательное его изучение, конспектирование, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, составлением аннотированных карточек и т.п.

Результаты изучения литературы по вопросам темы исследования оформляются в виде тематических обзоров, рефератов, в которых излагается сущность важнейших научных положений, выявляются основные концепции (совпадающие и различающиеся), группируются мало разработанные, неясные, дискуссионные и неизученные положения. Важно уяснить, что нового, оригинального вносит автор каждой публикации, изложить своё отношение к его концепции и определить возможность использования её в своём исследовании.

Отдельные положения лучше фиксировать на листах бумаги с одной стороны, оставляя большие поля. Это позволит в необходимых случаях делать дополнения, вставки, параллельные выписки из других книг для сравнений, противопоставлений, а также изложения собственного мнения по данному вопросу. Для этих целей можно использовать перфокарты, которые удобнее группировать по однородности освещаемых вопросов, чтобы избежать изложения в обзоре литературы концепций каждого автора отдельно. Целесообразно делать цветовые или шрифтовые выделения заметок.

Независимо от того, на каком носителе (перфокарте, листе бумаги, электронном носителе) зафиксирована информация из литературного источника, она должна быть сгруппирована по однородным признакам для использования в процессе исследования. Обычно таким признаком является вопрос, содержащийся в плане темы исследования. Поэтому по разделам плана исследования в отдельных папках нужно накапливать реферируемый материал. Перфокарты удобнее группировать в специальных картотеках, но они должны иметь картонные разделители с индикаторами по разделам плана исследования. Аналогичные картотеки можно создавать на перфокартах щелевых и с краевой перфорацией.

В группировку реферируемого материала вносятся изменения, поскольку в процессе научного исследования первоначальный его план корректируется, уточняется. Это особенно важно при выполнении коллективного исследования, когда разделы плана работы закреплены за разными исполнителями.

Выписки, цитаты, цифровые данные должны иметь ссылки: автор, название произведения, издательство, год и место издания, страницы. Прежде чем приступить к работе над источником, необходимо в верхней части листа произвести его библиографическое описание, указать раздел плана по теме исследования, к которому относится выписка, а затем производить реферирование литературного источника.

Ссылка на литературный источник должна содержать полное библиографическое описание, необходимое для составления списка использованной литературы по теме исследования. В противном случае возникает потребность повторного к нему обращения.

Реферируя источник, следует точно передавать его содержание. В зависимости от того, какая роль отводится источнику в выполняемом исследовании, особо важная информация может приводиться в виде цитат. Изложение должно быть сжатым, точным, без лишних слов и субъективных оценок. Не рекомендуется сокращать слова, приводить аббревиатуры, которые будут непонятны другим участникам выполняемого исследования.

Выписки из книг лучше производить зонами, т.е. фиксировать информацию, относящуюся к одному конкретному вопросу. Если в источнике, даже в одном абзаце или фразе, содержится информация по другому вопросу плана исследования, то на листе оставляется определённый интервал и ниже производится запись. При применении карточек в реферировании источников каждый вопрос освещается на отдельной карточке. Всё это способствует систематизации информации согласно плану исследования. Кроме того, если какие-либо данные предполагается использовать в двух разделах, то соответствующую выписку следует заполнять в двух экземплярах.

В процессе работы над источником возникают собственные выводы, оценки, обобщения, предположения об использовании информации. Их следует записывать и выделять по тексту пометкой на поле или квадратными скобками, или другим цветом.

В экономических исследованиях применяют цифры, показатели экономических явлений, содержащихся в опубликованных литературных источниках (статистических сборниках, обзорах, издаваемых статистическими органами). Информация, позаимствованная из этих публикаций, требует особого внимания в её использовании. Чтобы избежать искажения показателей в выполняемом исследовании, их необходимо проводить по наиболее свежей дате опубликования.

Таким образом, методика работы над литературными источниками включает библиографический поиск литературы по теме исследования, её изучение, фиксирование исходных данных и их использование в процессе научного исследования для производства новых знаний.