2.4.1. Научные методы познания в исследованиях
В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:
эмпирический – наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента;
теоретический – построение и развитие научных гипотез и теорий, формулировка законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий.
Исходя из методологии диалектического материализма различают следующие методы научного познания: общенаучные и конкретно-научные (частные).
Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент.
А н а л и з – метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по предприятию в целом и по каждому цеху.
С и н т е з – метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (производительность труда по производственному объединению в целом).
И н д у к ц и я – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов одного множества. Так, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда по каждому отдельному предприятию, а затем обобщаются в целом по объединению, в состав которого входят эти предприятия как производственные единицы.
Д е д у к ц и я – метод логического умозаключения от общего к частному, т.е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем – его составных элементов. Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется производительность труда в целом по объединению и далее по его производственным единицам.
А н а л о г и я – метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений, например производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности. При этом полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия.
С р а в н е н и е – метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности.
И з м е р е н и е – метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения.
И с т о р и ч е с к и й п о д х о д – метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение истории изучаемого объекта во всей ее многогранности с учетом всех случайностей.
Л о г и ч е с к и й п о д х о д – метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов.
М о д е л и р о в а н и е – метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и её оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с применением ЭВМ, например транспортные маршруты при автомобильных перевозках грузов.
А б с т р а г и р о в а н и е (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.
К о н к р е т и з а ц и я – метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлечённого изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития. Так, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др.
С и с т е м н ы й а н а л и з – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.
Единой методики системного анализа в научных исследованиях пока не имеется. В практике исследований он применяется путем использования следующих методик: процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования; анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности; системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности АСУ, технологических процессов и др.).
К о м п л е к с н ы й а н а л и з – всестороннее изучение объекта в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений.
Ф у н к ц и о н а л ь н о – с т о и м о с т н о й а н а л и з (ФСА) – метод исследования объекта (изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Важнейшими его принципами являются следующие:
функциональный подход при исследовании функций объекта и его элементов с целью наиболее полного удовлетворения заданных требований в выборе рациональных путей их реализации;
народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта;
соответствие полезности функций затратам на их осуществление;
коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений.
Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительной стоимостью объекта и затратами на его разработку, снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение её качества, роста производительности труда.
Ф о р м а л и з а ц и я – метод исследования объектов путём представления их элементов в виде специальной символики, например представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат.
Г и п о т е т и ч е с к и й м е т о д (от. греч. основанный на гипотезе) основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, себестоимости новых видов продукции и т.п.).
А к с и м а т и ч е с к и й м е т о д предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Прежде всего это относится к использованию экономических законов, трудов классиков научных исследованиях, являющихся аксиоматическими знаниями научной теории, используемой для дальнейшего развития науки.
С о з д а н и е т е о р и и – обобщение результатов исследования, нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространение результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надёжности проведенного экспериментального исследования.
В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также специфические методы для формирования эмпирического знания прикладного характера. Это преимущественно чувственные методы – ощущения, восприятия и представления. Однако эмпирические знания не чисто чувствительные. Простая констатация результатов наблюдения, таких как, например “превышение издержек производства против запланированных на столько-то”, ещё не есть научное знание. Оно становится научным, когда определена их причинная связь наблюдением и экспериментом, т.е. выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение издержек, и намечены мероприятия по устранению недостатков.
Н а б л ю д е н и е – метод изучения предмета путём его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется при изучении трудоёмкости изделий путём хронометражных наблюдений, контрольном раскрое сырья и материалов и т.п.
Э к с п е р и м е н т – научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований. Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например проведение эксперимента в ряде отраслей народного хозяйства по применению новых систем планирования, управления и стимулирования.
Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук, например экономических. Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. Так, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики, характеризуются взаимопроникновением, выходом за пределы области знания, в которой они сформировались. Методы экономического анализа применяются в исследованиях других экономических наук.
Таким образом, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.
- Основы научных исследований учебное пособие
- 1. Основы научных исследований
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- Введение
- 1. Основы научных исследований
- 1.1. Науковедение и его развитие.
- 1.2. Структура и классификация наук
- 1.3. Научная проблема и обоснование темы исследования
- 1.4. Организация труда научных работников
- 1.4.1. Особенности творческого труда в научной деятельности
- 1.4.2. Организация труда и его планирование в научных исследованиях
- 1.4.3. Рациональный трудовой режим исследователя и организация рабочего места
- 1.4.4. Виды систематизации результатов исследований и их содержание
- 2. Система высшего образования в россии
- 2.1. Функции высшего профессионального образования
- 2.4.1. Научные методы познания в исследованиях
- 2.4.2. Источники информации
- 2.4.3. Методика работы над литературными источниками
- 3. Зачем пишут рефераты
- 3.1. Общие представления о реферате
- 3.2. Какие темы рефератов бывают по курсу "Введение в специальность"
- Тема 5. Отрасль, где я предполагаю работать, и роль работников учета в этой сфере
- Тема 6. Система высшего образования в стране
- Тема 7. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
- Тема 8. Выпускающая кафедра, ее роль в подготовке специалистов высшего образования
- Тема 9. Учебный процесс и основы его организации
- Тема 10. Права и обязанности студентов
- Тема 11. Научно-исследовательская работа в университете
- Тема 12. Подготовка научных кадров в России по учету и аудиту
- Тема 13. Участие студентов в трудовых формированиях университета
- Тема 14. Общественная работа студентов в университете
- Тема 15. Студент и быт
- Тема 16. Студент и спорт
- Тема 17. Формы и методы профессиональной ориентации
- 5.9. Основной порядок защиты дипломных работ
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- 6.2. Требования к оформлению работы
- 6.2.1. Общие требования
- 6.2.9. Таблицы
- 6.2.10. Формулы
- 6.2.11. Цитаты, ссылки и примечания
- 6.2.13. Приложения
- Раздел I – Представить 27.02.2000 г.
- Раздел II – 10. 03. 2000 г.
- Раздел III– 20. 0 5. 2000