logo
Учебн

1.4.4. Виды систематизации результатов исследований и их содержание

Исследовательская стадия научного процесса завершается синтезированием результатов, включающим доказательство гипотез, выводов и рекомендаций, научных экспериментов, корректировку первоначальных предложений, литературное изложение исследования.

Доказательство гипотез не означает их полное подтверждение в процессе исследований. Ф. Энгельс в "Диалектике природы" отмечал: "Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающегося сперва только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона" [3. С. 555].

Научная гипотеза содействует разработке проблемы независимо от того, подтверждена она или нет. Неподтвержденная гипотеза избавляет других исследователей от ложных исканий истины. Она бывает более ценной в подтверждении давно известных истин в науке.

Сделанные выводы и рекомендации на основании исследования гипотез, прошедшие экспериментирование и соответствующую корректировку, завершаются литературным изложением в виде реферата, статьи,научного доклада, монографии, отчета о НИР, диссертации.

Рефераты бывают двух видов: научные и информационные.

Научный реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – это краткое устное или письменное изложение научной темы (вопроса), составленное на основании проведенного исследования, обзора одного или нескольких литературных и других источников. В нем, как правило, освещаются научные исследования, выполненные автором реферата, с изложением поставленной гипотезы, системы доказательств, эксперимента и полученных результатов, указываются научная новизна и практическое значение этих результатов. Такой реферат, составляемый студентом при выполнении НИР, должен освещать один из вопросов темы исследования по литературным источникам. Здесь следует описать состояние объекта исследования (например, носителей первичной информации), указать имеющиеся недостатки и дать предложения по их устранению. Завершается реферат кратким выводом по основным положениям научной темы (вопроса).

Информационный реферат – краткое письменное изложение научного труда как опубликованного, так и рукописи, где освещается основное его содержание. Его назначение состоит в оперативном осведомлении научных работников и специалистов народного хозяйства о достижениях науки и технического прогресса с целью углубленного его последующего изучения по первоисточникам и внедрения в практическую деятельность. Эти рефераты публикуются в реферативных журналах, сборниках, информационных картах, издаваемых государственными ведомственными органами информации.

Порядок составления информационного реферата установлен специальным ГОСТом. Такой реферат акцентирует внимание на новых сведениях и определяет целесообразность обращения к первоисточнику.

Заглавие информационного реферата может быть составлено тремя способами: полностью совпадать с заглавием первоисточника или темы исследования (в этом случае тексту реферата предшествует библиографическое описание); являться точным переводом заглавия первоисточника, написанного на другом языке или отличаться от заглавия первоисточника, если основная тема реферата не полностью отражена в заглавии первоисточника.

Текст информационного реферата начинается с изложения сущности работы. Заглавие и сведения, имеющиеся в библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Следует избегать лишних вводных фраз, например, "автор статьи (книги) рассматривает...". История вопроса, если она не составляет основного содержания первоисточника, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в информационном реферате не приводятся. Текст составляется в такой последовательности: тема, предмет (объект), характер и цель работы. Здесь следует осветить особенности темы, предмета (объекта), которые необходимы для раскрытия цели и содержания работы, а также определить метод проведения работы. Широко известные методы, примененные в реферируемом исследовании, должны быть только названы. В рефератах работ, в которых не применялся эксперимент, указывают источники данных, характер их обработки и конкретные результаты работы.

При составлении научного и информационного рефератов приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты. При этом предпочтение отдают новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, важным для решения практических вопросов, например, таких как: трудоемкость обработки информации для учета и аудита, использование товарно-материальных ценностей на вычислительных машинах и т.п. Эти данные можно использовать при составлении графиков документооборота, нормирования ресурсов и др. В реферате указывается, являются ли числовые значения первичными или производными, результатами единичного наблюдения или ряда повторных наблюдений; приводятся пределы точности, надежности, интервалы достоверности и новые сведения, выходящие за эти пределы и за пределы первоисточника (источника данных из других публикаций и т. п.), выводы и предложения, принятые и отвергнутые гипотезы, указывается область применения результатов исследования, значение сведений не должно быть преувеличено. Если в первоисточнике отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то ее в реферате опускают, сохраняя последовательность изложения.

Изложение текста информационного реферата должно быть кратким и точным. Здесь следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научной и экономической литературы, общеизвестную терминологию, нужно избегать сложных грамматических оборотов и профессионализмов. Если приведены непривычные термины и символы, то их необходимо разъяснять при первом упоминании. Термины, отдельные слова и словосочетания могут заменяться принятыми аббревиатурами, текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста.

Формулы в реферате приводятся в тех случаях, когда без них нельзя построить реферат, если они выражают итоги работы, изложенной в первоисточнике, или существенно облегчают понимание исследования.

Единицы измерения в реферате следует приводить принятые международной системой (СИ). Допускается включать в информационный реферат иллюстрации и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание темы и сокращают объем реферата.

Фамилии в тексте реферата приводятся на языке оригинала, за исключением общеизвестных (Эйнштейн, Ньютон), которые даются в привычном написании.

В реферате можно приводить и другие сведения, представляющие интерес для читателей (название организации, в которой выполнена работа, данные об авторах первоисточника, ссылки на ранее опубликованные работы и т.п.).

Информационные рефераты студенты составляют на выполненные научные работы, представляемые на всероссийские и региональные конкурсы, а также на работы, подготовленные для докладов на студенческих конференциях.

Тезисы – положения, кратко излагающие какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Научная статья – это самостоятельное произведение, содержащее определенную научную информацию, полученную в результате проведенных исследований. Она пишется согласно плану, разработанному автором исходя из результатов выполненного исследования.

План статьи, брошюры, книги часто называют проспектом (от лат. prospectus – вид, обзор). Вместе с тем план отличается от проспекта. План и проспект взаимосвязаны с архитектоникой (от гр. Architektonike) произведения. Данное понятие рассматривается как синоним понятия “композиция”.

Архитектоника – это структура произведения, то есть состав его главных компонентов: название, введение, разделы, заключение. Для примера рассмотрим план статьи.

План-проспект научной статьи

Его структурные составляющие

Название

Совершенствование учета и контроля использования рабочего времени на производственном предприятии

Введение

Совершенствование организации производства и задачи учета и контроля использования рабочего времени. Анализ статистических данных о состоянии трудовой дисциплины на исследуемом предприятии, отрицательные явления и их причинные связи с состоянием учета и контроля. Цель исследования. Направления совершенствования (рабочая гипотеза).

Основная часть

Ведение табеля использования рабочего времени учетчиком-табельщиком путем записи "восьмерок". Громоздкость учета и недостоверный контроль за состоянием трудовой дисциплины. Рекомендуется контроль использования рабочего времени вести методом выявления отклонения от нормальных условий труда непосредственно на рабочих местах руководителями подразделений, а обработку данных табельного учета – на ЭВМ. Экспериментальная проверка новой методики учета и контроля использования рабочего времени на предприятиях.

Заключение

Результаты проведенного эксперимента. Выводы о научной и практической ценности выполненного исследования. Расчетная экономическая эффективность от внедрения новой методики учета и контроля использования рабочего времени на предприятии.

Достоверность научных выводов и практическая ценность полученных результатов. Резюме о возможности распространения новой методики учета и контроля на других предприятиях.

Заголовки отдельных частей научного произведения в статье не пишут, а делают между ними логические переходы в изложении вопроса.

Композиция (от лат. compositio – составление) научной статьи основана на логическом раскрытии научной мысли, мотивированном и дозированном раскрытии фактов, соединении их в определенную систему. Для того, чтобы композиция научной статьи была настоящим средством реализации творческого научного результата, студент должен продумать ее план в следующей последовательности: заголовок, введение, основная часть, заключение.

Заголовок – название статьи – отражает ее основную идею и является важным элементом ее структуры. Он должен быть не только содержательным, выразительным, но и отвечать содержанию статьи, включать динамическое освещение событий, как это отмечалось при выборе темы исследования.

Введение является своего рода вхождением в тему статьи, где обосновывается актуальность вопроса путем сравнения новой и релевантной информации, в нем кратко излагается история вопроса, ставится гипотеза исследования.

Основная часть статьи. В ней излагается сущность исследуемых явлений, приводится система доказательств поставленной научной гипотезы, не заимствованной из ранее опубликованных работ, а поставленной самостоятельно в процессе проведенного исследования. В противном случае это будет информационный реферат, а не научная статья по избранной теме исследования.

Заключение содержит краткие выводы, результаты проведенного исследования, то есть является кратким подытоживанием содержания научной статьи. Это обеспечивает стройную логичность и последовательность научного сообщения, которое должно заканчиваться резюме о возможности продолжения исследования данной проблемы, если она не исчерпала себя, и необходимости широкого внедрения результатов проведенного исследования.

Монография – специальное научное исследование, посвященное одному вопросу. Она отличается от статьи более широкой постановкой проблемы, аргументированностью суждений, их доказательностью, ссылкой на доказательства (литературные источники, показатели работы предприятий и др.). Монография, как правило, имеет справочный аппарат, список использованной литературы, хронологический справочник, тематический или именной указатель.

Классическим образцом научного исследования является монография В.И. Ленина "Развитие капитализма в России". Актуальность проблематики, научная обоснованность, насыщенность фактическим материалом, тематическая компактность, максимальная композиционная стройность – наиболее характерные особенности этого произведения.

Архитектоника монографии резко выражена самостоятельными структурными подразделениями, которые имеют заголовки, определенную систему кодирования таблиц, рисунков, схем и т.п. Заголовки и подзаголовки разделов, глав, параграфов должны содержать динамическое изложение материалов исследования. Заглавия структурных частей монографии обязательно должны раскрывать содержание. Кроме того, их можно дополнять подзаголовками. Параграфы при необходимости разделяют на пункты.

После каждой главы, раздела, параграфа не обязательно излагать выводы, но завершать их необходимо кратким резюме, подытоживающим изложение материала.

Заключение является обязательной частью монографии. В нем излагаются выводы, вытекающие из выполненного исследования, формулируются основные положения, концепции автора, указываются нерешенные проблемы, нуждающиеся в дальнейшей разработке В конце монографии приводится использованная литература, приложения, условные обозначения и другие атрибуты научного аппарата. Литература по теме исследования имеет познавательное значение, поэтому в список необходимо включать статьи, помещенные в сборниках института, отчеты о законченных научно-исследовательских работах, выполненных в учебных и научно-исследовательских институтах.

Отчет о научно-исследовательской работе (НИР) и диссертация по избранной теме исследования не отличаются архитектоникой от монографии. Они имеют лишь другое функциональное назначение.

Отчет о НИР – непубликуемый научно-технический документ, содержащий подробные сведения о сущности, методике и результатах выполненной научно-исследовательской работы или ее этапа.

Диссертация – квалификационная научная работа в определенной отрасли наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу ее составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или крупные изобретения, внедренные в производство машины или технологические процессы. Для оперативного ознакомления с основным содержанием, результатами, выводами и рекомендациями автором диссертации составляется автореферат, в котором освещаются его вклад в разработку избранной проблемы, степень новизны и значимость результатов исследования.

Дипломная работа – исследовательская работа, выполненная выпусником высшего учебного заведения.

Курсовая работа – исследовательская работа студента по одной из изучаемых дисциплин.

Научный доклад – публичное развернутое сообщение по какой-либо теме исследования, достаточно важной для данной аудитории.

Информационный листок – сообщение, осведомляющее о положении дел и т.д.

Сообщение – известие, выдвинутая в докладе или других источниках информация о новых поисках, результатах, но еще не нашедших теоретического обоснования.

Конференция – большое собрание, совещание представителей каких-либо групп, организаций, государств.

Конгресс – большой съезд, совещание, как правило, международного характера, на котором принимаются резолюции для всех участников данного съезда.

Симпозиум – совещание, конференция по специальному научному вопросу.

Рассмотренные разновидности научных трудов, литературно обобщающие результаты выполненного исследования, имеют аннотацию – краткое изложение содержания статьи, реферата, монографии, отчета о НИР, диссертации. В ней дается характеристика произведения печати с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Сведения о содержании работы, ее авторе и достоинствах научного труда в аннотации носят рекомендательный характер.

Аннотация помещается в книгах, брошюрах, тематических планах и рекламных материалах, а также библиографических пособиях, в печатных карточках. В начале аннотации приводится библиографическое описание произведения, затем характеристика типа произведения (статья, монография, пособие), основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результатов. Здесь указывается, что нового в данном произведении по сравнению с другим, родственным ему по тематике и целевому назначению. При необходимости приводятся сведения об авторе. Обязательно указывается, для каких специальностей рассчитано данное произведение.

Систематизация результатов исследования научного труда считается законченной в том случае, когда произведено его рецензирование, то есть дана критическая оценка. Поэтому студенту необходимо научиться писать рецензии на научные рефераты, статьи, монографии, отчеты о НИР.

Ясность и точность – основное требование к языку рецензии. Рецензент, разбирая достоинства и недостатки научного произведения, должен не только грамотно и умело выражать свои мысли, но и глубоко знать вопросы темы исследования.

Особое внимание в рецензии уделяется доказательной оценке. Аргументированный разбор, обоснованный вывод – необходимые условия хорошей рецензии. Недостатки в аргументации нередко связаны с общей трудоемкостью доказательства. Поэтому при оценке достоинств и недостатков научного произведения по конкретной экономике необходимо прибегать к различного рода расчетам, статистическим показателям, нормативным данным и т.п.

В рецензии разбор научного произведения не допускается подменять пересказом содержания, голословным захваливанием или необоснованным отвержением его научной ценности. Здесь следует приводить ссылки на конкретные страницы рецензируемого произведения, указывая на положительные и отрицательные стороны работы. Особое внимание в рецензии обращается на соблюдение автором действующих ГОСТов в части оформления научного произведения: указывается конкретно номер государственного стандарта, который нарушен, и в чем именно.

Освещая вопросы литературного изложения работы, в рецензии нужно отметить стиль научного произведения автора, при этом конкретно указать на соблюдение терминологии данной науки, формулировок экономических категорий, приведенных в научном произведении.

Примерная архитектоника рецензии включает заголовок, вводную и основные части и заключение. Она в определенной мере обобщает практику рецензирования научных работ по экономическим исследованиям.