1.4.3. Рациональный трудовой режим исследователя и организация рабочего места
Рациональный трудовой режим исследователя основывается на сочетании психофизиологических функций человека умственного труда и трудовых навыков в познавательной деятельности. Формирование трудовых навыков в проведении научных исследований обеспечивает получение необходимой эффективности от работы исследователя. Известно, что эффективность любого труда, в том числе и умственного, зависит от работоспособности – отношения человека к труду с определенной степенью напряженности. В умственном труде она зависит от следующих факторов:
а) внутренних – интеллектуальных способностей, особенностей воли, состояния здоровья, степени тренировки в этом труде;
б) внешних – обстановки, внешней среды, организации рабочего места, режима труда и отдыха;
в) организации труда;
г) умственной нагрузки.
В течение дня работоспособность меняется. Наиболее плодотворным является так называемый утренний пояс (с 8 до 15 ч.), причем максимальная работоспособность – с 10 до 13 ч., затем следует послеобеденный пояс (с 16 до 19 ч.) и вечерний (с 20 до 22 ч.). Степень внимания и эффективность запоминания меняется в сторону уменьшения и замедления к концу каждого пояса. Поэтому очень трудный для запоминания материал необходимо изучать в начале каждого пояса.
В начальной стадии процесса труда имеется период врабатываемости, вхождения в работу. Именно в этот период устанавливаются ассоциативные связи с ранее выполненными работами по данной теме. Чем больше развита привычка к систематическому умственному труду, чем короче период врабатываемости, тем скорее наступит второй наиболее продуктивный период – "рабочая установка".
На продуктивность умственного труда влияют отвлекающие, рассеивающие факторы: шум, разговоры, движение посторонних лиц, неумение исследователя долго концентрировать внимание на объекте исследования. Эти факторы следует учитывать при организации труда исследователя. Немаловажное значение имеет также условный "рефлекс на время". Поэтому, приступая к работе, следует по возможности точно определить цель работы, ее объем и срок выполнения. Для выработки "рефлекса на время" необходимо систематически работать, не ждать, когда придет желание трудиться, появится вдохновение.
Исследователю нужно установить самоконтроль не только за объемом выполняемой работы, но и ее новизной. В конце рабочего дня следует подводить итог сделанного, чтобы определить, какие новые научные знания, теории, концепции, аксиомы, гипотезы усвоил. Впоследствии их количество должно переходить в качество знаний по исследуемой проблеме – научную новизну выполненной работы. Таким путем вырабатываются дисциплина и самодисциплина труда, являющиеся гарантией выполнения работ в установленный срок.
Большую роль в продуктивности умственного труда играет привычка к месту работы, рабочая обстановка. Понятие рабочей обстановки включает рабочее помещение (комната, кабинет, лаборатория, библиотека); рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж); расположение предметов в ней, температуру и влажность воздуха окружающей среды; освещение (искусственное, естественное); звуковое поле (шум, вибрация и т.п.).
Для обеспечения устойчивой продуктивности умственного труда необходимо чередовать его с производственными паузами. Нельзя работать долго без перерыва, так как это снижает интерес, ведет к сильному переутомлению. Перерывы следует делать через каждые 1-1,5 ч. работы на 10-15 мин., а после 3-4 ч. работы отдых должен быть более продолжительным – 0,5-1 ч.
Отдых бывает активным и пассивным. Для работников умственного труда важно, чтобы отдыхала центральная нервная система (мозг) и органы чувств. Мозг лучше отдыхает, когда нет внешних раздражителей, то есть когда человек спит. Только сон является действенным и полным отдыхом. Гигиена сна требует ложиться и пробуждаться в строго определенное время; прекращать напряженную умственную работу не менее чем за 1,5-2 часа до сна.
Для активного отдыха при умственном труде необходима физическая нагрузка, ибо умственный труд почти полностью исключает физические напряжения, поэтому физическая культура и спорт призваны играть значительную роль в борьбе с утомлением при умственном труде. Гимнастика по утрам, обязательные прогулки перед сном, физкультпаузы в течение рабочего дня – все это способствует высокопроизводительному труду научного работника.
Каждому работнику, занятому умственным трудом, необходимо организовать рабочее место – закрепленный за работником участок производственной площади, оснащенный в соответствии с требованиями технологического процесса оборудованием, инструментами, приспособлениями и т.п.
Организация рабочего места тесно взаимосвязана с формами и методами организации труда. Эта взаимосвязь выражена в организации трудового процесса, так как, осуществляя рационализацию процессов и приемов труда, можно устранить лишнее физическое напряжение научного работника, достигнуть сокращения и уплотнения движений, а также определить потребность в оснащении рабочего места устройствами и приспособлениями, способствующими экономии рабочего времени. Правильно организовать рабочее место – это значит обеспечить его в соответствии со специализацией и технологическим назначением, а также с учетом существующего уровня технического прогресса – оборудованием, инвентарем, производственной мебелью, средствами связи и оргтехники; наладить бесперебойное и ритмичное обслуживание рабочего места другими службами, материальным и информационным обеспечением; создать благоприятные условия труда для выполнения трудовых процессов. При этом материально-технические средства должны быть размещены в зоне рабочего места в соответствии с содержанием выполняемой работы и требованиями рациональных трудовых приемов.
Таким образом, под организацией рабочего места следует понимать систему мероприятий по созданию на рабочем месте условий, необходимых для достижения высокой производительности труда при наиболее полном использовании технических возможностей оборудования, способствующего снижению утомляемости и сохранению здоровья человека.
- Основы научных исследований учебное пособие
- 1. Основы научных исследований
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- Введение
- 1. Основы научных исследований
- 1.1. Науковедение и его развитие.
- 1.2. Структура и классификация наук
- 1.3. Научная проблема и обоснование темы исследования
- 1.4. Организация труда научных работников
- 1.4.1. Особенности творческого труда в научной деятельности
- 1.4.2. Организация труда и его планирование в научных исследованиях
- 1.4.3. Рациональный трудовой режим исследователя и организация рабочего места
- 1.4.4. Виды систематизации результатов исследований и их содержание
- 2. Система высшего образования в россии
- 2.1. Функции высшего профессионального образования
- 2.4.1. Научные методы познания в исследованиях
- 2.4.2. Источники информации
- 2.4.3. Методика работы над литературными источниками
- 3. Зачем пишут рефераты
- 3.1. Общие представления о реферате
- 3.2. Какие темы рефератов бывают по курсу "Введение в специальность"
- Тема 5. Отрасль, где я предполагаю работать, и роль работников учета в этой сфере
- Тема 6. Система высшего образования в стране
- Тема 7. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
- Тема 8. Выпускающая кафедра, ее роль в подготовке специалистов высшего образования
- Тема 9. Учебный процесс и основы его организации
- Тема 10. Права и обязанности студентов
- Тема 11. Научно-исследовательская работа в университете
- Тема 12. Подготовка научных кадров в России по учету и аудиту
- Тема 13. Участие студентов в трудовых формированиях университета
- Тема 14. Общественная работа студентов в университете
- Тема 15. Студент и быт
- Тема 16. Студент и спорт
- Тема 17. Формы и методы профессиональной ориентации
- 5.9. Основной порядок защиты дипломных работ
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- 6.2. Требования к оформлению работы
- 6.2.1. Общие требования
- 6.2.9. Таблицы
- 6.2.10. Формулы
- 6.2.11. Цитаты, ссылки и примечания
- 6.2.13. Приложения
- Раздел I – Представить 27.02.2000 г.
- Раздел II – 10. 03. 2000 г.
- Раздел III– 20. 0 5. 2000