2.1. Функции высшего профессионального образования
Высшее образование выступает как социальный институт в системе общества. Поэтому его функции должны быть рассмотрены как в прямом, так и в опосредованном влиянии на все аспекты развития как личности, так и общества. Причем представляется, что так как в конечном счете эти функции находят свое отражение в деятельности человека, социальных групп, слоев и классов, то и реализацию функций высшего образования можно оценить лишь исходя из анализа этой деятельности.
Видимо, целесообразно сосредоточить внимание на следующих функциях высшего образования:
1) подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс. Иначе можно назвать эту функцию образовательной, которая включает в себя и развитие личности;
2) научная функция: развитие наук и искусств, создание новых знаний;
3) повышение квалификации, переподготовка и доподготовка специалистов;
4) высшее образование выступает как один из факторов формирования высокой политической культуры и активности личности и как фактор формирования свободы личности. Высшее образование обеспечивает активную жизненную позицию личности;
5) наконец, система высшего образования является одним из важнейших каналов духовного формирования общества, основанного в конечном итоге на всестороннем развитии личности. Развитие личности специалиста носит непрерывный характер, следовательно, мера всесторонности подвижна. Вероятно, существуют определенные конкретно-исторические уровни всесторонности развития личности.
Все функции высшего образования проявляются на протяжении длительного времени.
Обучение специалистов в вузе – лишь начало, но достаточно мощное, если не решающее. Исследования показывают, что тот “заряд”, который получен в вузе, в развитии знаний, навыков, мировоззрения, общей и политической культуры, как правило, оказывается решающим во всей последующей жизнедеятельности специалиста.
2.2. Структуры высшего профессионального образования
Структуры высшего профессионального образования – это совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных программ, характеризующих различные уровни высшего профессионального образования.
Первый уровень является неполным высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться вузом по части основной профессиональной образовательной программы, включающей, главным образом, общую гуманитарную и естественно-научную подготовку студента. Нормативный срок обучения должен составлять не менее двух лет.
Завершение студентом профессиональной образовательной программы в объеме первого уровня должно позволять ему продолжить высшее образование, а в случае прекращения дальнейшего обучения –получить диплом о неполном высшем образовании.
Второй уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку бакалавров или специалистов с высшим образованием.
Основная профессиональная образовательная программа подготовки должна включать общую гуманитарную, фундаментальную, естественно-научную и профессионально ориентированную подготовку по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники и культуры.
Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет.
Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификационную академическую степень “бакалавр”, удостоверенную дипломом с указанием направления подготовки.
Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста с высшим образованием должна включать общую (гуманитарную и естественно-научную), а также профессиональную подготовку по специальности. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификацию “специалист”, удостоверенную дипломом с указанием специальности.
Третий уровень является высшим профессиональным образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим подготовку магистров или углубленную подготовку специалистов.
Основная профессиональная образовательная программа подготовки магистров должна включать общую гуманитарную, фундаментальную естественно-научную, широкую общепрофессиональную, а также специализированную подготовку, ориентированную на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника.
Нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет.
Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалифицированную академическую степень “магистр”, удостоверенную дипломом с указанием отрасли научного знания (науки) и специализации подготовки.
Основная профессионально-образовательная программа углубленной подготовки специалистов должна включать общую (гуманитарную и естественно-научную), общепрофессиональную, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, ориентированную на осуществление различных видов профессиональной деятельности.
Нормативный срок обучения составляет не менее пяти лет.
Завершение данной программы должно позволить студенту получить квалификацию – “специалист с углубленной подготовкой”, удостоверенную дипломом с указанием специальности и специализации подготовки.
В наименовании конкретной квалификации обобщенный квалификационный термин “специалист” заменяется традиционными профессионально-ориентированными терминами, в том числе: “инженер”, “учитель”, “врач”, “актер” и др.
Образцы государственных дипломов о высшем профессиональном образовании и нормативные сроки обучения по направлениям и специальностям высшего профессионального образования устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
Квалификация выпускников высших учебных заведений, удостоверенная государственными документами о высшем профессиональном образовании, должна обеспечивать им возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности в соответствии с общими требованиями.
2.3. Высшее учебное заведение
Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, созданное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Каждое высшее учебное заведение, как всякое образовательное, имеет одно или несколько своих учреждений, от характера которых зависит его статус. В зависимости от учредительства все российские образовательные учреждения высшей школы делятся на три группы: государственные, муниципальные и негосударственные.
Государственные высшие учебные заведения учреждает либо Правительство РФ по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), либо органы исполнительной власти российских регионов по согласованию с федеральными органами управления высшим образованием, которым сегодня является Министерство образования РФ.
Муниципальные высшие учебные заведения (вузы) создаются и реорганизуются соответствующими органами местного самоуправления (администрациями городов, округов, районов в составе объектов Российской Федерации).
Негосударственные (частные, общественные, смешанные, религиозные) учреждения высшей школы могут создаваться общественными и государственно-общественными объединениями (творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные общества и т.д.), политическими и религиозными организациями, коммерческими структурами и их объединениями, а также частными лицами и т.д.
Следует отметить, что вне зависимости от учредительства вузы являются некоммерческими образовательными учреждениями. Граждане РФ имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образование, если образование данного уровня получается впервые.
Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются:
1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
2) удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
3) организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
4) распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж.
Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.
Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).
Институт – самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.
Колледж – самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования.
2.4. Научная работа студентов в вузе
Исходя из квалификационных профессиональных характеристик и предъявляемых требований специалисты высшей квалификации по конкретной экономике должны сочетать в себе знания экономиста-исследователя, которые приобретаются при выполнении научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в вузе.
Таким образом, основными задачами НИРС при подготовке экономистов для народного хозяйства являются следующие:
овладение студентами научным методом познания и применение его для углублённого и творческого усвоения учебного материала, а также в будущей практической деятельности;
изучение методологии научных исследований и применение её в практической деятельности;
обучение методам и приёмам самостоятельного решения научных и технико-экономических задач на производстве и в научных учреждениях;
привитие трудовых навыков в применении научных методов при решении производственно-технических задач;
внедрение достижений научно-технического прогресса в практику народного хозяйства с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью.
В основу методического обеспечения НИРС положены комплексно-целевые программы. Суть их состоит в создании комплексной системы НИРС на весь период обучения студентов в вузе применительно к профилю избранной специальности и специализации, включающей элементы научных исследований, во все виды учебного процесса, направленные на подготовку специалиста, способного творчески решать задачи управления экономикой в условиях научно-технического прогресса. Выполнение элементов научных исследований в кружках и проблемных группах студенческого научного общества (СНО), начиная с первого года обучения в вузе, способствует формированию всесторонне развитой личности специалиста на основе теории познания.
Организует НИРС выпускающая кафедра, которая является опорным методическим центром по работе со студентами. Для руководства научными исследованиями она назначает научного руководителя (одного на 6-7 студентов).
Выполнение НИРС предусматривает изучение основ научных исследований, в частности, понятия науки, методики научных исследований и НОТ при их выполнении, самостоятельной работы с литературой, планирования и организации научного эксперимента, обработки экспериментальных данных.
После изучения лекционного курса студент выполняет по нему практические задания по приобретению навыков в реферировании литературы, составлении плана научной статьи, обосновании темы исследования и др. Полученные знания в области методологии научных исследований студенты применяют при выполнении практических занятий по специальным дисциплинам.
В курсовых работах по общетеоретическим и специальным дисциплинам закрепляются элементы НИРС, выразившиеся в виде научного поиска: составляется обзор литературы и разрабатываются предложения, содержащие элементы новизны по теме работы, применяются экономико-математические методы, вычислительная и организационная техника, обобщается передовой опыт, оптимизируются предложения с применением экономических критериев, направленных на повышение эффективности и качества работы.
Элементы научного поиска, содержащиеся в курсовой работе (проекте) студента, должны получать дальнейшее развитие в будущей дипломной работе (проекте), а также научной тематике соответствующих кафедр.
Каждый студент во время прохождения учебной и производственной практик кроме общего задания, предусмотренного программой, выполняет применительно к своей специальности индивидуальное задание исследовательского характера, которое выдается выпускающей кафедрой. Оно фиксируется в дневнике и согласовывается с предприятием, на котором осуществляется практика. Его выполнение отражается в отдельном разделе отчета о прохождении практики и может использоваться в других видах НИРС (в выступлениях на семинаре, при написании курсовой работы и т.п.).
Студенческий научный семинар как один из видов НИРС относится к обязательным аудиторным занятиям, включаемым в расписание. Проведение семинара предусматривает углублённое изучение вопросов по тематике НИРС, выступление всех студентов с докладами по научно-исследовательской теме, защиту своих выводов и предложений, полученных в результате проведенного исследования. Доклад рецензируют студенты, в его обсуждении принимают участие два оппонента из числа участников семинара. Оппоненты предварительно знакомятся с докладом, изучают литературу по теме доклада и дают ему развернутую оценку при обсуждении, в котором принимают участие студенты академической группы. Руководит студенческим научным семинаром заведующий кафедрой или преподаватель, активно работающий в области науки.
Дипломная работа (проект) студента экономического факультета должна носить исследовательский характер. Поэтому качество её подготовки в значительной степени зависит от уровня выполнения элементов исследовательского поиска, предусмотренного всеми видами НИРС за весь период обучения. В дипломной работе практически проверяется способность и подготовленность студента теоретически осмыслить актуальность избранной темы, её научно-прикладную ценность, возможность выполнения самостоятельного научного исследования и применения полученных результатов в практической деятельности базового предприятия. Поэтому тематика дипломных работ должна быть тесно связана с тематикой научных исследований кафедры, с интересами предприятия, на материалах которого студент выполняет работу.
При завершении учебного процесса студент составляет отчёт о научно-исследовательской работе, выполненной за весь период обучения в вузе, который утверждает комиссия, назначаемая выпускающей кафедрой. Отчёт рецензируется двумя студентами-сокурсниками. Научный руководитель дает отзыв на отчёт, после чего проходит публичная защита отчета студентом перед комиссией.
Выполнение НИРС во внеучебное время заключается в участии студентов в исследовательских работах кафедры по бюджетным и хоздоговорным темам, в кружках и проблемных группах.
Участие в конкурсах научных студенческих работ и полученные поощрения должны учитываться в НИРС. Это позволяет обосновать вывод о возможности зачисления студентов в резерв для набора в аспирантуру, а также для рекомендации на работу, связанную с экономическими исследованиями.
Таким образом, все виды и формы НИРС направлены на активизацию творческого мышления студентов, применение научных методов в решении конкретных экономических ситуаций, что способствует повышению качества подготовки специалистов народного хозяйства.
Планирование НИРС начинается с разработки комплексно-целевых программ по специальностям и специализациям экономистов, в которых, исходя из учебного плана и срока обучения, предусматривается выполнение элементов научных исследований на весь период обучения в вузе. Комплексность программы основана на выполнении всех этапов научно-исследовательской работы (обоснование темы, исследование, экспериментирование, внедрение результатов), максимально приближенных к условиям экономических исследований, выполняемых в научно-производственных объединениях и НИИ. Целевая направленность программы предусматривает специализацию научных исследований применительно к будущей практической деятельности экономиста.
На основании комплексно-целевой программы НИРС разрабатывается индивидуальный комплексный план научно-исследовательской работы студента на весь период обучения в вузе. В его основе лежит организация планирования НИР в научно-производственных объединениях и НИИ. Студент, изучив тематику НИР, рекомендованную кафедрой, обращается с заявлением к заведующему выпускающей кафедры о закреплении за ним конкретной темы исследования и выделении научного руководителя. На заседании кафедры утверждаются темы НИР для студентов и научные руководители из числа преподавателей кафедры и привлеченных научных работников из НИИ.
Темы НИР для студентов утверждаются на втором курсе, а при пятилетнем сроке обучения – на третьем, после того как студенты изучили основные теоретические курсы и приступили к изучению специальных дисциплин. До этого времени студенты выполняют исследования по общетеоретическим дисциплинам (история отечества, экономическая теория и др.) на общеобразовательных кафедрах.
Научный руководитель вместе со студентом разрабатывает комплексный индивидуальный план НИРС на все годы обучения, разбивая этапы исследований по семестрам. При этом план детализируют по теме (главы, параграфы) и датам (календаризируют). При составлении календарного плана выполнения исследований по теме НИР необходимо соблюдать последовательность изучения студентом учебных дисциплин. Так, применение в технико-экономических расчетах ЭВМ, экономико-математических методов, методов экономического анализа и других следует предусматривать в плане по теме НИРС после их изучения студентом.
В индивидуальном плане НИРС обязательно должно быть учтено внедрение результатов научных исследований. Это имеет воспитательное значение для будущей практической деятельности экономиста, поскольку каждая научная работа должна содержать конкретные предложения, направленные на улучшение экономической деятельности и предусматривать их применение в развитии науки или в практике хозяйственной деятельности. Кроме того, студент сможет использовать результаты выполненных им научных исследований в курсовых и дипломных работах (проектах), что способствует улучшению его профессиональной подготовки.
За выполнением комплексного индивидуального плана НИРС осуществляется контроль по этапам исследования. Поэтому в составе индивидуального комплексного плана НИРС предусмотрена ведомость учета выполнения отдельных этапов по теме исследования, в которой указываются дата выполнения работы и её оценка научным руководителем.
НИРС во внеучебное время, а также исследования, выполненные на общеобразовательных кафедрах по общетеоретическим дисциплинам, учитываются в отдельной ведомости, в которой приводятся наименование выполненной работы, её оценка, дата, научный руководитель.
Документация по планированию, учету и контролю НИРС ведётся научным руководителем по каждому закрепленному за ним студенту. Изготавливается она средствами оперативной печати и брошюруется в виде тетради, что позволяет избежать громоздкости в её ведении.
- Основы научных исследований учебное пособие
- 1. Основы научных исследований
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- Введение
- 1. Основы научных исследований
- 1.1. Науковедение и его развитие.
- 1.2. Структура и классификация наук
- 1.3. Научная проблема и обоснование темы исследования
- 1.4. Организация труда научных работников
- 1.4.1. Особенности творческого труда в научной деятельности
- 1.4.2. Организация труда и его планирование в научных исследованиях
- 1.4.3. Рациональный трудовой режим исследователя и организация рабочего места
- 1.4.4. Виды систематизации результатов исследований и их содержание
- 2. Система высшего образования в россии
- 2.1. Функции высшего профессионального образования
- 2.4.1. Научные методы познания в исследованиях
- 2.4.2. Источники информации
- 2.4.3. Методика работы над литературными источниками
- 3. Зачем пишут рефераты
- 3.1. Общие представления о реферате
- 3.2. Какие темы рефератов бывают по курсу "Введение в специальность"
- Тема 5. Отрасль, где я предполагаю работать, и роль работников учета в этой сфере
- Тема 6. Система высшего образования в стране
- Тема 7. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
- Тема 8. Выпускающая кафедра, ее роль в подготовке специалистов высшего образования
- Тема 9. Учебный процесс и основы его организации
- Тема 10. Права и обязанности студентов
- Тема 11. Научно-исследовательская работа в университете
- Тема 12. Подготовка научных кадров в России по учету и аудиту
- Тема 13. Участие студентов в трудовых формированиях университета
- Тема 14. Общественная работа студентов в университете
- Тема 15. Студент и быт
- Тема 16. Студент и спорт
- Тема 17. Формы и методы профессиональной ориентации
- 5.9. Основной порядок защиты дипломных работ
- 6. Оформление дипломных работ[1]
- 6.2. Требования к оформлению работы
- 6.2.1. Общие требования
- 6.2.9. Таблицы
- 6.2.10. Формулы
- 6.2.11. Цитаты, ссылки и примечания
- 6.2.13. Приложения
- Раздел I – Представить 27.02.2000 г.
- Раздел II – 10. 03. 2000 г.
- Раздел III– 20. 0 5. 2000