logo
Учебн

1.1. Науковедение и его развитие.

Превращение науки в непосредственную производительную силу общества обусловило становление и развитие теории науки, ее истории.

Накопленные знания о науке позволили систематизировать их в виде новой науки – науковедения.

Науковедение – это учение об общих закономерностях развития и функционирования науки как системы знаний. В логическом, социологическом, политическом, экономическом, психологическом и других аспектах оно отражает общие связи, характерные для различных наук, а также отношения между наукой, с одной стороны, техникой, производством и обществом – с другой.

В настоящее время определились общие разделы науковедения как науки о науке. Фундаментальной основой любой науки является теория. Теория – это логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающих объективные закономерности развития природы и общества, то есть система обобщающих положений в той или иной отрасли знаний.

Теоретические знания основываются на научных теориях, их законах и следствиях из них. Они включают процессы как создания теорий (выдвижение гипотезы), так и выведения следствий. Поскольку следствия могут быть и эмпирическими, то теоретическое знание содержит в себе и эмпирическое знание, которое оказывает существенное влияние на процесс наблюдения. Без теории ученый не может составить методику исследования, поскольку теория воплощает в себе содержание метода. Одновременно теория может выступать в качестве функции метода при создании новой теории данной науки или другой науки. Так, в теории планирования и статистики народного хозяйства использованная теория двойственности отражения хозяйственных процессов позаимствована из теории бухгалтерского учета (балансовые увязки). Теоретический результат прошлого наследия является методом последующего исследования, позволившего создать в экономической науке новую теорию балансового метода. Сущность этого метода заключается в системной совокупности приемов, обеспечивающих соблюдение пропорциональности при планировании развития народного хозяйства. Он основан на равенстве суммы элементов, формирующих ресурсы, с одной стороны, и суммы элементов, формирующих их использование – с другой.

Каждая теория в последующем заменяется более глубокой теорией. Однако если теория прошла хорошую экспериментальную проверку, она никогда не отбрасывается полностью и сохраняет свое значение в данной науке. Теория двойственности отражения хозяйственных процессов в системе экономических категорий, созданная Лукой Пачоли свыше четырех столетий тому назад, прошла испытание временем и сохраняет свое значение в современной экономической науке.

Научная теория имеет характерные для нее границы применяемости, за пределами которых она получает ограниченное действие или полностью становится неприменимой. Так, экономическая теория отражает взаимосвязь между производительными силами и производственными отношениями в обществе, но она неприменима в теоретической физике. Границы применяемости теории устанавливает обычно более общая теория.

Для экономической теории теория диалектического материализма является общей теорией познания. Она ориентирует экономическую теорию быть прикладной наукой. Подобно гипотезе, научная теория является проверяемой.

Следовательно, теория науки – это система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Понятие "теория" имеет различные значения: как противопоставление практике или гипотезе как непроверенному, предположительному знанию; как обобщение передовой практики, ее мысленным отражением и воспроизведением реальной действительности. Теория неразрывно связана с практикой, которая ставит перед познанием назревшие задачи и требует их решения. Поэтому практика входит в качестве органического элемента в теорию. Каждая теория имеет сложную структуру. Так, в экономической теории можно выделить две части: формальные исчисления (экономико-математические методы, логические уравнения и т.д.) и "содержательную" интерпретацию (категории, законы, принципы). Последняя связана с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности.

Научная теория как форма организации знаний обеспечивает расширение сферы знания за пределы непосредственно наблюдаемого, поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием следующих элементов:

а) общих законов и сфер их применимости, где она объясняет происходящие явления;

б) сферы предсказания неизвестных явлений;

в) логико-математического аппарата выведения следствий из законов;

г) определенной концептуальной схемы, без которой невозможно понимание объектов изучения данной теории.

Экономические теории вызваны историческими условиями, в которых они возникают, уровнем производства, социальными порядками, господствующими в тот или иной период, благоприятствующими или тормозящими их развитие. Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, то она способствует преобразованию природы и общественной жизни. Критерием истинности теории является практика.

История науки – история накопления научных знаний, развитие на их основе техники. Процесс этот шел как эволюционным, так и революционным путем.

Революция в науке – перерыв постепенности, разрыв формально-логической последовательности развития, скачок в историческом движении знаний. Определение революции дано В.И. Лениным: "Революция есть такое преобразование, которое ломает старое в самом основном и коренном, а не переделывает его осторожно, медленно, постепенно, стараясь ломать как можно меньше". Научная революция вызывает ломку существующих научных представлений, пересмотр фундаментальных понятий и приводит к рождению новых научных открытий, новой системы знаний, являющихся движущей силой в развитии техники.

Первая НТР (XV-XVII вв.) опровергла систему Аристотеля и геоцентрическое учение Птоломея, преодолела средневековую схоластику и усилиями Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Ньютона и других ученых создала научные основы математики, астрономии, механики, медицины, то есть естествознания. Этот период характеризуется развитием промышленного производства. На смену феодальной общественно-экономической формации приходит капиталистическая, развиваются производительные силы и усложняются производственные отношения.

Вторая НТР (XIX в.) разрушила метафизические идеи неизменности природы и утвердила диалектические идеи всеобщего развития и всеобщей связи в природе на основе атомистической теории и периодического закона в химии, учения о сохранении и превращении энергии в физике, а также клеточной и эволюционной теории в биологии.

Третья НТР (с конца XIX в.) началась с разрушения концепции неделимого атома и создания квантово-механической системы миропонимания, характеризующейся количественными физическими свойствами микросистем. В ходе этой революции наука оказывала революционизирующее влияние на развитие производства и производственные отношения.

НТР, начавшаяся в физике, распространилась затем на химию, теоретическую и техническую кибернетику, космоведение и другие науки.

Развитие науки и техники связано с усложнением методов и форм научных исследований, использованием сложной аппаратуры. Сейчас крупные научные исследования производятся большими коллективами, а ученый является их коллективным участником.

Социология науки изучает, каким образом влияют материально-производственная деятельность, социально-экономический строй и идеология на функции науки в обществе. Развитие экономических наук определяется в основном производительными силами и производственными отношениями. Общественно-производственная деятельность людей воздействует на развитие экономических наук, дает фактический материал, на основании изучения и обобщения которого открываются новые закономерности экономических явлений, создаются научные теории.

Экономические науки исследуют взаимодействие науки и производства, создают предпосылки для обобщения практического опыта, его теоретического осмысления и влияния на производство. В производстве наметились следующие важные направления использования науки: модернизация средств труда, открытие и использование новых материалов, совершенствование организации производства.

Теория научного прогнозирования, планирования и управления научными исследованиями, моделирование науки, научная организация труда, право и другие разделы науковедения выполняют методологические функции, определяют стратегию и пути развития науки.

Классификация наук в науковедении, выполняя функции группировки научных знаний в определенные системы, способствует укреплению международных связей науки и ускорению темпов ее развития.