logo search
Пути сообщения курс лекций

3.5. Земляное полотно

Земляное полотно служит основанием для верхнего строения железнодорожного пути и для дорожной одежды автомобильных дорог. От его состояния зависит исправность пути и автодороги.

Конструкция земляного полотна включает сооружения из грунта в виде насыпей и выемок, а также водоотводные, защитные и укрепительные сооружения.

Конфигурации земляного полотна зависят от размещения, назначения дороги и по-разному проектируются для дорог общей сети и внешних промышленных дорог, внутриплощадочных, дорог открытых горных разработок.

На основе многолетнего опыта строительства и эксплуатации дорог разработаны типовые поперечные профили земляного полотна железных и автомобильных дорог.

Инженерные решения конструкции земляного полотна отличаются при проектировании дорог на вечной мерзлоте, болотах, в горных районах и других особых условиях. В этих случаях используют типовые специальные поперечные профили. В исключительных случаях (высокие насыпи и глубокие выемки - более 12 м, возведение насыпей на слабых фунтах, участки с возможными оползневыми, селевыми и карстовыми явлениями и пр.) проектируются индивидуальные поперечные профили земляного полотна. Некоторые типовые профили земляного полотна железных и автомобильных дорог в насыпях и выемках, наиболее распространенные в равнинной и слабохолмистой местности, приведены на рис. 3.11, 3.12, 3.13, 3.14.

Размеры и конфигурация земляного полотна зависят на автомобильных дорогах от ширины проезжей части и обочин, на железных от размера колеи и количества путей, а также от системы водоотвода, грунтов, расположения дороги на планируемой или не планируемой территории и пр.

Основными условиями, обеспечивающими устойчивость земляного полотна, являются соответствующие очертания его размера, правильный выбор грунта для насыпи и его уплотнения во время строительства, укрепление откосов и надежный отвод воды от насыпей и выемок.

Земляное полотно внешних промышленных дорог работает в тех же условиях и проектируется аналогично дорогам общего пользования. Внутризаводские дороги, расположенные на застроенных территориях, на открытых горных разработках имеют ряд особенностей, влияющих на проектирование земляного полотна. Земляное полотно дорог этого типа проектируют, как правило, в отметках общей планировки, их поперечные профили подчинены условиям технологии основного производства, отметкам многочисленных пересечений с другими коммуникациями, условиям благоустройства и общей системы водоотвода. Примеры поперечных профилей заводских улиц приведены на рис.3.15.

Рис. 3.15. Поперечные профили заводских улиц:

а - проезжая часть с бордюрами с обеих сторон окаймлена газонами; б - автомобильная дорога с обочинами сопряжена с железной дорогой