2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
2.1. Интенсивность движения
Транспортный поток - ряд автомобилей, едущих друг за другом в одном направлении по одной или нескольким полосам проезжей части на таком расстоянии один от другого, что изменение скорости идущего впереди автомобиля, как правило, отражается на режиме движения следующего за ним автомобиля. Основная характеристика движения транспортного потока по дороге - интенсивность движения.
Интенсивность движения — общее количество транспортных средств проходящих через некоторое сечение дороги за единицу времени (сутки, час), т.е. измерителем интенсивности движения является: авт./сутки или авт./час.
Состав движения - количественное соотношение разных типов транспортных средств в транспортном потоке (измеряется в долях единицы или в процентах).
Интенсивность движения изменяется по участкам дороги (в местах пересечения дорог) и во времени: в течение года, по месяцам (обычно увеличивается в летне-осенний период); по дням недели (в рабочие дни значительных колебаний интенсивности практически нет, в выходные и праздничные дни в составе движения уменьшается доля грузовых автомобилей и увеличивается доля легковых); в течение суток значительное уменьшение в ночное время с возможными «пиками» в начале и конце рабочего дня.
При ответе на данный вопрос на экзамене примерные диаграммы изменений интенсивности движения по месяцам года, дням недели и часам суток студентам предлагается изобразить самостоятельно.
Периоды возрастания интенсивности движения называются «пиковыми» например, месяц «пик», час «пик».
Загрузку дороги движением обычно оценивают по её среднему значению за год, называемому среднегодовой суточной интенсивностью движения.
При резко выраженном сезонном характере перевозок расчёт на среднегодовую интенсивность создаёт напряженные условия движения по дороге в наиболее ответственные для её работы периоды. Это учитывается введением в расчёты поправочного коэффициента сезонной неравномерности
, (2.1)
где мес - объем перевозок в наиболее напряженный в году месяц, т;
- среднемесячный объем перевозок в течение года, т.
Различают расчетную и фактическую интенсивности движения.
Проектирование новых и реконструируемых дорог ведут на расчетную интенсивность движения, которая на них будет через 20 лет. Для этого по различным организациям и предприятиям, расположенным в районе, который будет обеспечивать дорога (район тяготения) собирают сведения об объемах перевозок с учетом перспективы. После чего по приведенной ниже зависимости рассчитывается среднесуточная интенсивность движения грузовых автомобилей, выполняющих основной объем перевозок
Nгp= Qг/(qcp * γ * β *Tраб), авт./сут, (2.2)
где Qг - годовой объем перевозок на рассматриваемом участке, т нетто/год;
qcp - средняя грузоподъемность автомобилей в потоке, т;
qcр=q1 * α 1+ q2 *α2 + ... + qn*αn, (2.3)
где q1, q2; .., qn - грузоподъемности определенной категории (группы) автомобилей; обычно для характеристики состава движения автомобили делят на четыре основные группы: особо малой грузоподъемности - до 1 т, малой - от 1 до 2,5 т, средней - от 2,5 до 5 т, большой - свыше 5 т; α1, α2, αn - доля автомобилей каждой группы в составе потока грузовых автомобилей
(очевидно, что ∑αn = 1, αn принимается на основе опыта проектировщика и анализа состава движения по аналогичным дорогам); γ - коэффициент использования грузоподъемности автомобилей (обычно 0,8-0,9); β - коэффициент использования пробега автомобилей (как правило, β = 0,55-0,65); Траб -расчетное число дней работы грузового транспорта в году (рекомендуется принимать равным 275 дням).
При отсутствии достоверных сведений о движении по дороге других транспортных средств - автобусов, легковых автомобилей, специального подвижного состава - интенсивность их движения принимается в долях от потока основных грузовых автомобилей. Затем полученные интенсивности по всем видам транспортных средств складываются.
Фактическую (практическую) интенсивность движения по дорогам устанавливают путем непосредственных наблюдений, проводимых систематически в разное время года и в разные часы суток на характерных участках (делают это специальные наблюдатели, счетчики; используются для этого и автоматизированные системы).
Фактическую интенсивность движения для расчета, главным образом пропускной способности дороги, пересчитывают на эквивалентное (приведенное) количество легковых автомобилей. Для этого вводят коэффициенты приведения, на которые умножают число автомобилей каждого типа: 1,0 - для легковых автомобилей; 0,5 - для мотоциклов; 1,5-4,5 - для грузовых автомобилей и автобусов; 3,6-6,0 - для автопоездов. В этих случаях приведенная фактическая интенсивность движения будет иметь размерность: легковых авт./ч (сутки) или приведенных авт./ч (сут) и обозначается, как правило, Nп.
Для сведения: при расчете дорожных одежд фактическую интенсивность движения приводят к эквивалентной приведенной интенсивности движения одного из тяжелых автомобилей, принимаемого за основной (расчетной). Естественно, что коэффициенты приведения в этом случае будут в большинстве своем меньше 1.
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения