logo
Пути сообщения курс лекций

3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог

Дорожная одежда представляет собой искусственно созданную конструкцию, укладываемую на поверхность земляного полотна (или пролетное строение мостовой конструкции) из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию движения и природных факторов. На дорогах высоких категорий ее стоимость составляет до 60 % общей стоимости дороги.

Под воздействием вертикальных и горизонтальных сил в дорожной одежде возникают напряжения, быстро затухающие по глубине. Такое распределение напряжений в дорожной одежде позволяет делать ее многослойной с уменьшающейся сверху вниз прочностью слоев (рис.3.16).

В классическом варианте дорожная одежда состоит из верхнего слоя -дорожного покрытия, нижнего слоя - дорожного основания и дополнительных слоев.

Дорожное покрытие - это одно- или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная обеспечивать заданные эксплутационные требования и защищать дорожные основания от воздействия атмосферных факторов.

Дорожное основание - это нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от автомобилей совместно с покрытием и предназначенный для ее распределения на дополнительные слои или непосредственно на грунт земляного полотна.

Дополнительный слой - это конструктивный слой основания, выполняющий защитные функции слоев дорожной одежды (дренирующие, морозозащитные, противозаиливающие и др.).

Все дорожные одежды делят по степеням их капитальности и степени обеспечения требований автомобильного движения на три группы:

- усовершенствованного типа - покрытия, укладываемые на прочных основаниях; подразделяются на капитальные - цементобетонные и

асфальтобетонные на прочных каменных основаниях, и облегченные

- покрытия из щебня или гравия, обработанного органическими вяжущими материалами на основаниях из камня или укрепленного грунта;

- переходного типа - щебеночные, гравийные, шлаковые покрытия, булыжные мостовые и покрытия из грунтов, укрепленных вяжущими материалами;

- низшего типа - грунтовые, укрепленные гравием или щебнем.

Примеры конструкций типовых дорожных одежд с различными покрытиями показаны на рис.3.17.

3.17. Примеры конструкций дорожных одежд

с различными покрытиями:

а - цементобетонное покрытие; б - асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании; в — асфальтобетонное покрытие на бетонном основании; г - асфальтобетонное покрытие на цементогрунтовом основании; д - черное щебеночное покрытие по способу пропитки; е - черное гравийное покрытие по способу смешения на дороге; ж - гравийное покрытие; з - булыжная мостовая; 1 - цементобетон; 2 - битумопесчаная прослойка; 3 - слой щебня, гравия и грунта, обработанный вяжущими; 4 - морозозащитный песчаный слой; 5 - мелкозернистый асфальтобетон; 7 - щебеночный слой; 8 - цементогрунт; 9 - щебеночный слой по способу пропитки; 10 -гравий, обработанный вяжущим; 11- гравий; 12-мостовая

Наиболее распространённая в нашей стране дорожная одежда усовершенствованного типа - это дорожная одежда с асфальтобетонным покрытием на щебёночном или гравийном основании (см. рис.3.17, б).

Асфальтобетонные покрытия строят из двух или трёх слоев асфальтобетонной смеси, уложенной на прочное основание и тщательно уплотнённой проходами катков.

Асфальтобетон - искусственный строительный материал, который получается при уплотнении в горячем состоянии смеси, состоящей из подобранного по крупности каменного остова (щебня или гравия) и песка, связанных между собой смесью минерального порошка с битумом.

Битум - органический вяжущий материал, вырабатываемый из остаточного продукта перегонки нефти. В зависимости от состава асфальтобетонной смеси его вводят в количестве 3,5-9 %.

Порошок минеральный - механически измельчённый минеральный материал, в значительной мере (не менее, чем на 75%) состоящий из частиц размером меньше 0,07 мм, вводимый в состав асфальтобетонной смеси в целях повышения тепло- и водоустойчивости битума, увеличения плотности минерального скелета и повышения механической прочности асфальтобетона.

Асфальтобетонную смесь готовят в специальных установках, в которых нагретый каменный материал тщательно перемешивается с расплавленным битумом и минеральным порошком.

Готовую смесь в горячем состоянии слоями толщиной 4-5 см укладывают на подготовленное твёрдое основание из щебня, гравия и уплотняют катками.

Более износостойкой дорожной одеждой усовершенствованного типа является дорожная одежда с цементобетонным покрытием (см. рис 3.17,а).

Цементобетон - это рационально подобранная смесь из цемента, песка, щебня (или гравия), воды, образующая после твердения прочный искусственный материал - бетон.

Для устройства так называемых монолитных цементобетонных покрытий бетонную смесь приготавливают в бетономешалках и подвозят на место работ в автомобилях-самосвалах или бетоновозах. Укладывают смесь равномерным слоем при помощи комплектов бетонораспределительных и отделочных машин. Для компенсации деформаций из-за колебаний температуры устраиваются швы расширения и сжатия. Считается, что для набора расчётной прочности бетону требуется около месяца (28 дней).

Применяются и сборные цементобетонные покрытия из железобетонных плит.

Срок службы цементобетонных покрытий примерно в два раза выше, чем у асфальтобетонных. Но они более жёсткие и требуют во избежание появления трещин прочных, качественных оснований из каменных материалов.

Усовершенствованные облегчённые покрытия представляют собой слой из щебня или гравия, в который для повышения сцепления отдельных щебёнок между собой вводят органические вяжущие битумы или дёгти (дёготь - продукт перегонки без доступа воздуха, каменного угля, торфа, сланцев, древесины).

Органическое вяжущее объединяет каменные материалы в монолитное целое, что повышает сопротивление одежд воздействиям автомобилей и придаёт одеждам водонепроницаемость.

Вяжущее вводят способом смешения на дороге или пропиткой.

Смешение на дороге - технологический процесс устройства слоев усовершенствованных покрытий из каменных материалов (щебень, гравий, шлак), обрабатываемых органическими вяжущими обычно без подогрева путём их перемешивания в установке на месте работ или непосредственно на земляном полотне, или на основании дорожной одежды дорожными фрезами или автогрейдерами с дальнейшим уплотнением разложенной и предварительно разровненной смеси.

Пропитка - технологический процесс устройства или восстановления слоев усовершенствованных покрытий облегчённого типа, заключающийся во введении обычно разогретых вязких битумов в покрытие путём розлива по поверхности слегка прикатанного слоя щебня одинаковых размеров. После просачивания вяжущего в глубь россыпи покрытие засыпается мелким щебнем и уплотняется тяжёлыми катками.

Частный случай пропитки - поверхностная обработка, представляющая собой технологический процесс создания слоев износа или шероховатой поверхности асфальтобетонных покрытий путём розлива на поверхности дорожной одежды разогретого вязкого битума с последующими россыпью по нему прочных каменных подобранных материалов (от 5 до 20 мм) и прикаткой. Поверхностная обработка - наиболее быстрый и надёжный способ повышения безопасности дорожного движения в местах, где причиной дорожно-транспортных происшествий является скользкость покрытия (на кривых малых радиусов, на подъёмах, на участках, где автомобилям приходится часто тормозить).

К дорожным одеждам усовершенствованного типа с капитальными покрытиями относятся также усовершенствованные мостовые (естественная, изготовленная из природного камня, или искусственная, получаемая из специальных глин путём обжига при высокой температуре, брусчатка).

Наиболее распространённые дорожные одежды с покрытием переходного типа - щебёночные и гравийные.

Щебёночные покрытия устраивают из необработанных искусственно дроблёных каменных материалов, укладываемых с целью расклинки слоями (сначала слой крупного щебня с частицами размером 50-75 мм, затем слой более мелкого щебня - клинец размером 15-25 мм и слой мелочи размером 5-15 мм) и уплотняемых послойно катками.

Гравийное покрытие устраивается из гравийной смеси с расклинкой и уплотнением. Гравийная смесь укладывается в один или два слоя обычно по всему поперечному профилю земляного полотна (от бровки до бровки), сводя толщину слоя к нулю на обочинах.

Гравийная смесь представляет гравийный материал в виде природной или искусственно составленной смеси с содержанием фракций гравия размером более 5 мм в количестве от 50 до 80% (остальное - более мелкие частицы и песок).

Гравий - осадочная, обломочная, рыхлая горная порода, образовавшаяся в результате естественного разрушения горных пород и состоящая из различных по крупности обломков этих пород и минералов с различной степенью окатанности.

К дорожным одеждам с покрытием переходного типа относятся также дорожные покрытия и основания из грунтов, улучшенных добавками вяжущих.

Наибольшее распространение получило укрепление грунтов неорганическими вяжущими - цементом (цементогрунт) и известью (используется только в основаниях дорожных одежд). Смешение грунта с вяжущими и водой производится грунтосмесительными машинами или непосредственно на дороге или в стационарных установках. В заключение так же, как и другие, это покрытие уплотняется катками.

К дорожным одеждам с покрытием низшего типа относятся грунтовые дороги, не имеющие искусственного покрытия и лишь в крайних случаях для обеспечения проезда укрепляемые гравием или щебнем. На грунтовых дорогах для обеспечения водоотвода могут устраиваться боковые водоотводные канавы, а проезжая часть для повышения ровности профилируется автогрейдерами. Движение по грунтовым дорогам обеспечивается только в сухие периоды года.