3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
Поперечным профилем дороги называют изображение на чертеже сечения дороги плоскостью, перпендикулярной ее продольной оси. Основные элементы железнодорожного пути изображены на рис.3.8, а автомобильной дороги - на рис.3.9.
Автомобильная дорога состоит из земляного полотна и дорожной одежды, железнодорожный путь - из земляного полотна и верхнего строения.
Основными элементами автомобильной дороги являются:
- полоса отвода (на рис.3.9 показаны границы полосы отвода 1, и ее ширина П) – земельные участки, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых могут располагаться объекты дорожного сервиса; размер полосы отвода зависит в основном от категории дороги;
- придорожные полосы (на рис.3.9 не показаны) – территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, ремонтов, содержания автомобильной дороги, её сохранности с учётом перспектив развития автомобильной дороги; в зависимости от класса и(или) категории автомобильных дорог с учётом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере от 25 м до 150 м;
- земляное полотно - полоса земли, искусственно выровненная с приданием ей допустимых для движения автомобилей продольных уклонов и обеспеченная надлежащим водоотводом; ширина земляного полотна В зависит от технической категории дороги;
- проезжая часть - полоса Вп, по которой непосредственно происходит движение автомобилей и которую обычно для обеспечения круглогодичного проезда укрепляют прочными материалами, т.е. устраивается специальная конструкция, называемая дорожной одеждой (на рис.3.9 - верхний, заштрихованный слой (15) шириной Вп);
- обочины (9) – примыкающие с обеих сторон к проезжей части грунтовые или укрепленные покрытием облегченного типа полосы, используемые для кратковременной стоянки автомобилей и складирования материалов при ремонте дороги; отделяя проезжую часть от боковой канавы, обочина обеспечивает безопасность движения автомобилей;
- кромка проезжей части (10) – линия сопряжения обочин с проезжей частью; следовательно, ширина проезжей части Вп – расстояние между ее кромками;
- кюветы – боковые канавы, служащие для отвода воды от дороги и осушения земляного полотна;
- откосы – боковые наклонные плоскости земляного полотна (насыпей, выемок, кюветов и др.); различают внутренние (7) и наружные (4) откосы; крутизна откосов зависит от типа грунта, высоты насыпи или глубины выемки; крутизну откоса обозначают как отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции заложению (например, отношение 1:1,5 означает, что заложение откоса в 1,5 раза больше его высоты);
- бровка земляного полотна (8) – линия пересечения поверхности внутреннего откоса и обочины;
- обрезы (2) – части полосы отвода, расположенные между ее границами (1) и бровками наружных откосов кюветов (3).
Устройство железнодорожного пути принципиально отличается от конструкции автомобильной дороги лишь верхним строением (см. рис.3.8). Поэтому ниже общие сведения о конструкции земляного полотна железных и автомобильных дорог рассматриваются совместно, а устройство проезжей части автомобильных дорог и верхнего строения, железных дорог раздельно.
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения