6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
Качество автомобильной дороги обеспечивается ее: техническим уровнем (категория дороги), эксплуатационным состоянием, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания.
Технический уровень дороги редко меняется в процессе эксплуатации. Эксплуатационное состояние наоборот непрерывно изменяется под воздействием движущихся транспортных средств, природно-климатических факторов и мероприятий по ремонту и содержанию дороги; во многих случаях к показателям эксплуатационного состояния дороги относят только показатели состояния дорожной одежды и покрытия проезжей части: прочность, ровность, шероховатость, коэффициент сцепления, износ.
В практической деятельности для оценки технического уровня и эксплуатационного состояния дороги используют систему следующих основных показателей:
1. Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости:
, (6.1)
где ф.mаx фактическая максимальная скорость одиночного автомобиля; р - расчетная скорость для дороги данной категории и рельефа местности (в соответствии со СНиП 2.05.02.-85).
В благоприятных условиях (отсутствие дождя, снегопада, метели, гололеда, сильного ветра, пыльной бури, тумана) дорога должна обеспечивать Кр.с.э≥1.
В неблагоприятных погодно-климатических условиях в осенне-весенний период Kp.с.э≥ 0,75 и как исключение (в дождь, снегопад, метель, гололед и т.д.) Kp.с.э≥ 0,5
2. Пропускная способность и уровень загрузки дороги движением.
Пропускная способность автомобильной дороги Р - максимальное число автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги в единицу времени (обычно i час).
Уровень загрузки дороги движением - отношение фактической интенсивности движения N к пропускной способности Р, т.е. Z = N/P (6.2)
Z не должен превышать следующих значений: подъезды к аэропортам, ж/д станциям, морским и речным причалам, пристаням - 0,5; внегородские автомобильные магистрали - 0,6; входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов - 0,7; автомобильные дороги II и III категорий - 0,7; IV категорий - 0,75.
3. Показатели безопасности движения - коэффициенты происшествий, аварийности и безопасности
3.1. Коэффициенты количество ДТП (1 млн.авт.км)
, (6.3)
где А - число происшествий за n лет; L- длина участка, км; N- среднегодовая суточная интенсивность движения (принимают по данным учета движения), авт./сут.
Исходя из значений коэффициента И, участки и места концентраций ДТП оцениваются по опасности для движения следующим образом: <0,4 - неопасный; 0,41- 0,8 - малоопасный; 0,81-1,2 - опасный; >1,2 - очень опасный.
3.2. Итоговый коэффициент аварийности Кит для каждого периода года - произведение частных коэффициентов аварийности К1 К2 … К18, учитывающий влияние отдельных элементов плана, профиля, характеризующих покрытия, интенсивности движения и т.д.:
Кит = К1∙К2∙…∙К18.
Итоговый коэффициент аварийности в каждый период года оценивает степень опасности движения на участках дороги. К1 К2..- нормированы.
Если Кит = (0-10), то участок считается неопасным; Кит = (10-20) - малоопасный; К ит = (20-40) - опасный; >40 - очень опасный.
3.3 Коэффициент безопасности для каждого периода года - отношение максимальной скорости на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок или как отношение эксплуатационных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости на участке и на въезде
(6.4)
Если Кб <0,4, то участок считается очень опасным, Кб = 0,4-0,6 - опасный участок, Кб = 0,6-0,8 - малоопасный, Кб >0,8 - малоопасный.
4. Показатель прочности дорожной одежды, т.е. коэффициент запаса прочности ДО - это отношение фактического модуля упругости дорожной одежды Еф к требуемому модулю упругости по интенсивности и составу движения на период оценки Етр
5. Показатель ровности дорожных покрытий или коэффициент ровности - это отношение предельно допустимой ровности - [SH] для дороги данной категории, типа покрытия и интенсивности движения к фактической ровности - Sф
(6.6)
6. Показатель сцепных качеств, или коэффициент относительного сцепления колес с покрытием (коэффициент скользкости), - отношение фактического коэффициента сцепления - φф к допускаемому - [φн] .
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения