logo
Пути сообщения курс лекций

1.1. Классификация путей сообщения

Для обеспечения бесперебойной работы всех видов транспорта необходимо наличие безопасных и удобных путей сообщения.

В соответствии с видами транспорта пути сообщения, по которым осуществляются перевозки, подразделяются на сухопутные, водные и воздушные. Кроме того, отдельно выделяются магистральные трубопроводы и устройства специальных видов производственного транспорта.

Сухопутные пути сообщения подразделяются на безрельсовые и рельсовые:

- безрельсовые - грунтовые дороги, используемые в основном в сельской местности для гужевого транспорта и тракторов; автомобильные дороги; покрытия для напольных безрельсовых транспортных средств, осуществляющих перевозки внутри цехов, складов и пр.;

- рельсовые - железнодорожные пути различной колеи, трамвайные пути, пути метрополитена.

- Водные пути сообщения подразделяются на морские и внутренние водные пути:

- морские пути - океаны, моря, заливы, проливы, устья больших рек,

морские каналы;

- внутренние водные пути - судоходные реки и озера, шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные водохранилища, сплавные.

Воздушные пути сообщения - для размещения транспортных средств используется воздушное пространство, в пределах которого на определенных высотах устанавливаются для каждого маршрута определенные границы -

коридоры.

На трубопроводном магистральном транспорте, специальных видах производственного транспорта (конвейерный, пневмо- и гидротранспорт) понятия "путь сообщения" и "транспортное средство" совмещены. Эти же понятия в конструкциях канатных и монорельсовых дорог необходимо рассматривать только в единстве.

В настоящее время транспортная сеть России (не считая производственный транспорт) включает более 900 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из которых 83% с твердым покрытием, около 139 тыс. км железнодорожных линий и подъездных путей, 213 тыс. км магистральных трубопроводов, 85 тыс. км внутренних водных путей, 7,8 тыс. км трамвайных и троллейбусных линий, около 405 км линий метрополитена. Протяженность эксплуатируемых воздушных линий достигает 1 млн. км, морских - 600 тыс.км. Длина железнодорожных путей производственного транспорта и ведомственных автомобильных дорог с твердым покрытием соответственно в 1,6 и 2,2 раза меньше аналогичных дорог общего пользования.