logo
Пути сообщения курс лекций

5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса

Приложенная к ведущему колесу автомобиля - поперечная сила Ук и тяговое (или тормозное) усилие Рк создают в плоскости контакта колеса с покрытием суммарное сдвигающее усилие Q, равное

, (5.8)

Значения Q, Рк, Ук определяются по зависимостям:

, (5.9)

где GK - нагрузка от колеса на покрытие с учетом перераспределения нагрузки под влиянием поперечного уклона и центробежной силы, а также временной разгрузки при движении по неровной поверхности; φрас - расчетное значение коэффициента сцепления; обычно φрас принимается равным φ1; ν -коэффициент тяговой силы - часть общего коэффициента сцепления, расходуемого на создание силы тяги или тормозного усилия; ν = (0,7-0,8) φрас.

При превышении силой тяги значения Gk*ν возникнет пробуксование менее нагруженного внутреннего ведущего колеса. При развившемся буксовании коэффициент сцепления снизится еще более, и создадутся условие для заноса автомобиля.

Предельное значение поперечной силы, воспринимаемой колесом без пробуксования на основе формул (5.8 и 5.9) определится по зависимости

. (5.10)

.

Для обеспечения устойчивости автомобиля против заноса при ν=(0,7:0,8) φрас коэффициент поперечной силы должен находиться в пределах: µ ≤ (0,6 - 0,7) φрас.