logo
Пути сообщения курс лекций

2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги

Кроме рассмотренных выше характеристик движения по автомобильным дорогам (интенсивность и состав движения, пропускная способность, коэффициент загрузки дороги движением) имеется ещё ряд показателей, характеризующих транспортную работу автомобильной дороги.

Грузонапряженность дороги (брутто) - суммарная масса грузов и транспортных средств, прошедших по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени (т/год на км, т/сут на км).

Грузонапряженность дороги (нетто) - общая масса грузов, перевезенных по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени и на единицу пути (т/год на км, т/сут на км).

Провозная способность дороги - максимальная масса грузов или количество пассажиров, которые могут быть перевезены по данному участку автомобильной дороги в единицу времени (т/час, пас./сут).

Важнейшим показателем транспортной работы автомобильной дороги и её состояния является скорость движения. Различают следующие виды скоростей.

Расчетная скорость, обеспечиваемая конструкцией дороги- максимально безопасная скорость движения одиночного автомобиля на сухом покрытии при достаточном расстоянии видимости, допускаемой на дороге рассматриваемой категории, на эту скорость проектируют все геометрические элементы автомобильной дороги и, в первую очередь, элементы плана и продольного профиля; значения расчетных скоростей устанавливаются технико-экономическими расчетами.

Мгновенная скорость движения - это фактические скорости, измеренные в конкретных створах (сечениях) дороги; значения мгновенной скорости характеризуют фактические условия движения в конкретном месте дороги и в данный момент времени.

Скорость сообщения (эксплуатационная скорость) - средняя скорость на данном маршруте с учетом задержек (пересечение с автомобильными и железными дорогами в одном уровне, взаимное влияние автомобилей в потоке и пр.); но этой скорости определяется время движения между рассматриваемыми пунктами, является основой для обоснования мероприятий по улучшению условий движения.

Техническая скорость - это средняя скорость на данном маршруте без учета задержек; её значение во многом определяется условиями движения (состав движения, дорожные условия и пр.).

Расчетная скорость - принимаемая при организации дорожного движения; обычно эту скорость принимают равной скорости 85%-ной обеспеченности, т.е. скорости, которую превышают 15% автомобилей.

Оптимальная скорость движения - это скорость, при которой обеспечиваются наиболее эффективные условия транспортной работы дороги и транспортных средств, а также благоприятные условия для работы водителей; значение этой скорости = 55% от скорости движения в свободных условиях.

Время сообщения - продолжительность движения (в часах или минутах) по рассматриваемому маршруту (дороге) без учета непредвиденных остановок в пути.