logo
Пути сообщения курс лекций

5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания

Практически эта задача сводится к установлению минимальных радиусов, горизонтальных кривых для дорог данной категории, т.е. при определенной расчетной скорости движения.

При прохождении горизонтальных кривых возможно опрокидывание автомобиля под действием центробежной силы в сторону от центра горизонтальной кривой.

Установлено, что для устойчивого прохождения автомобилями горизонтальных кривых минимально необходимый радиус кривой Rmin должен быть равен

,

где V- скорость автомобиля (расчетная скорость, обеспечиваемая конструкцией дороги для безопасного движения одиночного автомобиля), м/сек; g -ускорение свободного падения, м/сек² ; in - поперечный уклон проезжей части; «+» - при односкатном поперечном профиле, т.е. при наличии виража, и «-» -при двухскатном поперечном профиле, т.е. когда вираж отсутствует; µ -коэффициент поперечной силы ,

, (5.6)

где Y - равнодействующая сил, параллельных поверхности дороги (большая часть центробежной силы и часть веса автомобиля); G - вес автомобиля.

Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания с учетом смещения центра тяжести автомобиля наружу кривой на величину (принимается равным = 0,2м) под действием центробежной силы имеет вид:

, (5.7)

где h - расстояние от центра тяжести автомобиля до покрытия; а - колея автомобиля (расстояние между внешними краями следа наиболее широко расставленных колес).

Исходя из самого неблагоприятного соотношения (для легковых автомобилей , для грузовых , для автобусов ), установлено, что для обеспечения устойчивости автомобиля против опрокидывания коэффициент поперечной силы не должен быть больше 0,6, т.е. µ ≤ 0,6.