logo
Пути сообщения курс лекций

3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части

Двигаясь по дороге, автомобиль все время отклоняется от теоретической траектории по некоторой синусоидальной кривой. Величина отклонения зависит от ν, состояния рулевого управления автомобиля, квалификации водителя, состояния проезжей части и обочин.

Необходимая ширина полосы движения определяется по зависимости (см. рис.3.10):

, (3.4)

где х – расстояние от внешней грани следа колеса до края (кромки) проезжей части, м; гарантирует безопасность автомобиля от заноса, который может произойти при съезде колес с большой скоростью на обочину;

– колея автомобиля (расстояние между внешними краями следа наиболее широко расставленных колес), м;

- ширина кузова грузового автомобиля, м;

у – зазор от кузова до границы полосы движения, м; обуславливается чисто психологическими воздействиями на водителя, моментов встречи и обгонов при движении автомобилей с большой скоростью.

и у зависят от индивидуальных особенностей водителей, установлены на основе большого числа наблюдений и их обработки с использованием методов математической статистики, исходя из удовлетворения требований спокойного разъезда встречных автомобилей для большинства водителей, ширины полосы движения и проезжей части.

В основу норм проектирования ширины полосы движения и проезжей части положены зависимости:

, (3.5)

, (3.6)

где ν1 , ν2 – соответственно скорости движения автомобилей по крайней полосе и обгоняющих (встречных), км/час;

= 0,1 – при встрече автомобилей и = 0,075 – при обгоне.

Рис.3.10. Схема к установлению ширины полосы движения

Назначение ширины проезжей части – задача технико-экономическая. На дорогах с малой интенсивностью для снижения расходов на строительство и эксплуатацию устанавливают меньшую ширину полосы движения, предусматривая снижение скорости при редких встречах автомобилей.

В РФ для автомобильных дорог общего пользования приняты следующие значения ширины одной полосы, числа полос и ширины проезжей части:

Таблица 3.1

Значение параметров проезжей части автомобильных дорог общего пользования

Ширина проезжей части на дорогах V категории, равная 4,5 м, предопределяет заезд автомобилей одним колесом на обочину при встречах и обгонах.

Минимально допустимая ширина обочины должна быть такой, при которой габариты остановившегося на ней автомобиля не вдаются в пределы проезжей части; этому условно удовлетворяет ширина обочин, равная 3,75 м, принятая для дорог I и II категории.

Состояние обочин влияет на использование автомобилями полной ширины проезжей части, что сказывается на сроках ее службы и безопасности движения. Поэтому обочины следует укреплять каменными материалами.

Расчетные параметры городских дорог и улиц согласно норм проектирования находятся в следующих пределах:

- ширина полосы движения – (2,75 – 4,0), м;

- число полос движения – (1 – 8), шт;

- ширина тротуаров – (0,75 – 4,5), м.