3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
Двигаясь по дороге, автомобиль все время отклоняется от теоретической траектории по некоторой синусоидальной кривой. Величина отклонения зависит от ν, состояния рулевого управления автомобиля, квалификации водителя, состояния проезжей части и обочин.
Необходимая ширина полосы движения определяется по зависимости (см. рис.3.10):
, (3.4)
где х – расстояние от внешней грани следа колеса до края (кромки) проезжей части, м; гарантирует безопасность автомобиля от заноса, который может произойти при съезде колес с большой скоростью на обочину;
– колея автомобиля (расстояние между внешними краями следа наиболее широко расставленных колес), м;
- ширина кузова грузового автомобиля, м;
у – зазор от кузова до границы полосы движения, м; обуславливается чисто психологическими воздействиями на водителя, моментов встречи и обгонов при движении автомобилей с большой скоростью.
и у зависят от индивидуальных особенностей водителей, установлены на основе большого числа наблюдений и их обработки с использованием методов математической статистики, исходя из удовлетворения требований спокойного разъезда встречных автомобилей для большинства водителей, ширины полосы движения и проезжей части.
В основу норм проектирования ширины полосы движения и проезжей части положены зависимости:
, (3.5)
, (3.6)
где ν1 , ν2 – соответственно скорости движения автомобилей по крайней полосе и обгоняющих (встречных), км/час;
= 0,1 – при встрече автомобилей и = 0,075 – при обгоне.
Рис.3.10. Схема к установлению ширины полосы движения
Назначение ширины проезжей части – задача технико-экономическая. На дорогах с малой интенсивностью для снижения расходов на строительство и эксплуатацию устанавливают меньшую ширину полосы движения, предусматривая снижение скорости при редких встречах автомобилей.
В РФ для автомобильных дорог общего пользования приняты следующие значения ширины одной полосы, числа полос и ширины проезжей части:
Таблица 3.1
Значение параметров проезжей части автомобильных дорог общего пользования
Ширина проезжей части на дорогах V категории, равная 4,5 м, предопределяет заезд автомобилей одним колесом на обочину при встречах и обгонах.
Минимально допустимая ширина обочины должна быть такой, при которой габариты остановившегося на ней автомобиля не вдаются в пределы проезжей части; этому условно удовлетворяет ширина обочин, равная 3,75 м, принятая для дорог I и II категории.
Состояние обочин влияет на использование автомобилями полной ширины проезжей части, что сказывается на сроках ее службы и безопасности движения. Поэтому обочины следует укреплять каменными материалами.
Расчетные параметры городских дорог и улиц согласно норм проектирования находятся в следующих пределах:
- ширина полосы движения – (2,75 – 4,0), м;
- число полос движения – (1 – 8), шт;
- ширина тротуаров – (0,75 – 4,5), м.
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения