4. Особенности городских дорог и улиц
Важнейшей составляющей транспортной системы городов являются городские пути сообщения.
Различают два основных вида городских путей сообщения: уличные и внеуличные.
Уличные - улицы и дороги различных типов и категорий, площади и перекрестки, предназначенные для движения пешеходов и уличного безрельсового и рельсового транспорта (автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев).
Внеуличные - линии метрополитена, пути городских электрических железных дорог, скоростного трамвая, береговые сооружения речного и морского, а также наземные сооружения воздушного транспорта.
Загородные дороги, проходящие по населенным пунктам, в его пределах рассматриваются как различные типы городских улиц и дорог.
Городские улицы, являясь разновидностью дорог, помимо
основного назначения - пропуска различных видов транспорта, предназначены для пропуска пешеходов, размещения подземных и надземных инженерных сетей, для отвода дождевых и талых вод как с проезжей части самой улицы, так и с прилегающих к ней территорий, озеленения, а также размещения различных видов оформления и благоустройства. Городские улицы проходят по городским застроенным территориям. В отличие от городских улиц (в которые входят площади и перекрестки) городские дороги, имеющие то же назначение, что и городские улицы, проходят по незастроенным и не подлежащим застройке городским территориям, расположенным между городскими районами или отдельными городскими объектами в пределах городской черты.
Расположение городских дорог и улиц в плане, а также территории их перспективного развития закрепляют "красными линиями".
"Красными линиями" называются линии, определяющие границы городской улицы и дороги, вдоль которых осуществляется городская застройка, размещаются парки, скверы, стадионы и т.д. При размещении застройки с отступом от "красной линии" в глубину прилегающей территории положение "красных линий" не изменяется; общая ширина улицы в "красных линиях" определяется расстоянием между ними, а не расстоянием между зданиями.
План "красных линий" является важнейшим проектным документом, который служит исходным материалом для всех последующих стадий разработки проектов улиц и дорог города.
Основными особенностями городских улиц и дорог по сравнению с загородными автомобильными дорогами общего пользования является:
- высокая напряженность движения; суточная интенсивность движения транспортных средств на городских дорогах, как правило, в несколько раз выше, чем на загородных автомобильных дорогах. Нередки случаи, когда часовая интенсивность движения на городских улицах равна и даже превышает суточную интенсивность движения на автомобильных дорогах I и II категории общего пользования;
- разнообразие транспортных средств: на городских дорогах и улицах в движении могут участвовать наряду со всеми видами автомобильных транспортных средств различные виды электротранспорта (троллейбусы и трамваи), а также значительное количество велосипедов, мопедов и различные виды транспорта специального назначения (аварийный, пожарный и др.);
- разнообразный режим движения транспортных средств: наряду с непрерывным движением в городах предусматривается регулируемое и саморегулируемое движение, размещение остановочных и конечных пунктов общественного транспорта, обеспечение подъездов к различным объектам, пропуск транзитного движения и движения местного транспорта;
- большое количество пересечений, в том числе городских площадей;
- пешеходное движение весьма высокой интенсивности в сочетании с
высокой интенсивностью движения транспортных средств;
- размещение автостоянок: кратковременных - вдоль бортов (бордюров) проезжих частей улиц и стоянок длительного хранения автомобилей, размещаемых в зонах городских площадей, улиц и дорог;
- система водоотвода, на городских улицах состоящая из бортов, бортовых лотков, закрытой системы водостоков, водоприемных и смотровых колодцев;
- подземные и надземные инженерные сети, размещаемые на городской улице со своими специальными сооружениями (колодцы, камеры и т.д.), значительно усложняющие работу и ремонт городских улиц (и дорог);
- уличные зеленые насаждения имеют санитарно-гигиеническое, экологическое, архитектурно-оформительское, ландшафтное и транспортно-регулировочное назначения;
- особый характер обустройства и внешнего оформления городских дорог и улиц (например, множество различной рекламы);
- условия ремонта и содержания городских дорог и улиц (в т.ч. условия снегоудаления, борьба с гололедом, летняя и зимняя уборка и т.д.).
Все эти особенности требуют при проектировании и строительстве городских дорог и улиц (в отличие от загородных дорог) комплексности решения многих взаимосвязанных вопросов градостроительства.
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения