logo
Пути сообщения курс лекций

1.3. Классификация автомобильных дорог

В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым государственной Думой 18.10.2007г., автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

частные автомобильные дороги;

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Все остальные автомобильные дороги относятся к обычным автомобильным дорогам. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Геометрические и конструктивные параметры автомобильной дороги, а также в значительной степени капитальность дороги определяются ее технической категорией.

Технической классификацией предусмотрены отдельные строительные нормы и правила проектирования (СНиП) для - автомобильных дорог общего пользования, промышленных, внутрихозяйственных и городских дорог и улиц. Наличие различных СНиП для перечисленных выше дорог обусловлено, прежде всего, назначением автомобильных дорог (что нашло свое отражение, кстати, и в их названиях).

Технической классификацией согласно СНиП 2.05.02-85 [7] установлено деление автомобильных дорог общего пользования на пять технических категорий, исходя из перспективной интенсивности движения на 20 лет вперед (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Категория дороги

I

II

III

IV

V

Предельная

расчетная интенсивность

движения,

авт./сут

>7000

<7000

<3000

< 1000

<100

Технические категории автомобильных дорог общего пользования

Автомобильные дороги промышленных (строительных) предприятий и организаций (промышленные автомобильные дороги) подразделяются на подъездные (внешние) и внутренние. Подъездные и внутренние автомобильные

дороги, подлежащие в перспективе к включению в состав сети дорог общего пользования, проектируются согласно СНиП 2.05.02-85.

К внутренним промышленным автомобильным дорогам относятся:

- внутриплощадочные, располагаемые на территории промышленных предприятий и являющиеся элементами их планировки;

- межплощадочные, соединяющие между собой обособленные территории промышленных предприятий или их отдельные производства и обеспечивающие, в основном, технологические перевозки;

- карьерные, располагаемые в пределах горнодобывающих предприятий (карьеров и отвалов) и предназначенные для движения специализированных автотранспортных и других средств (автосамосвалов большой грузоподъемности, самоходных скреперов и др.), обеспечивающих технологический процесс горных работ;

- лесовозные (магистрали и ветки), располагаемые на территории лесных массивов и обеспечивающие перевозку грузов лесозаготовительных предприятий;

- служебные и патрульные, располагаемые вдоль линий специализированных видов промышленного транспорта (конвейерного, подвесных канатных дорог, гидравлического, пневмоконтейнерного), линий энергоснабжения и других коммуникаций, а также подъезды к гаражам, заправочным пунктам, складам и т.п. и обеспечивающие перевозку вспомогательных и хозяйственных грузов и проезд пожарных машин.

Согласно СНиП 2.05.07-91 [8] технические категории внутренних промышленных автомобильных дорог принимаются в зависимости от их назначения и расчетного годового объема перевозок (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Вид и общее назначение внутренних

промышленных автомобильных дорог

Расчетный объем

перевозок в обоих

направлениях, млн.т нетто в год

Категория дороги

Производственные, внутриплощадочные и межплощадочные, обеспечивающие производственные связи предприятий и их отдельных объектов (цехов, складов и т.д.) между собой

Прочие

свыше 0,7

свыше 0,35 до 0,7

до 0,3

1-в

II-в

III-в

IV -в

Технические категории внутренних промышленных автомобильных дорог

Правила назначения технических категорий карьерных и лесовозных автомобильных дорог согласно [8] имеют некоторые особенности и в данном

разделе не приводятся.

Техническая классификация внутрихозяйственных (сельскохозяйственных) автомобильных дорог, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций согласно СНиП 2.05.11—83 [9] осуществляется в зависимости от их назначения и расчетного объема грузовых перевозок, тыс.т нетто в месяц «пик».

Внутрихозяйственные дороги (кроме полевых, предназначенных для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий или их составных частей и относящихся к категории III - с) с расчетным объемом грузовых перевозок в месяц «пик» свыше 10,0 тыс. т нетто относятся к категории I - с; то же до 10.0 тыс. т нетто в месяц «пик» - к категории II - с.

Региональные нормы для Нечерноземной зоны России [6] предусматривают I - с категорию при объеме грузовых перевозок свыше 6,0 тыс. т. нетто и II - с - менее 6,0 тыс. т. нетто в месяц «пик».

Техническая классификация городских дорог и улиц, а также дорог сельских поселений согласно СНиП 2.07.03-89 [10] осуществляется по их функциональному назначению, интенсивности транспортного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети выделяют: магистральные дороги скоростного и регулируемого движения; магистральные улицы общегородского и районного значения; улицы и дороги местного значения; главные улицы, являющиеся основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.

Расчетные параметры улиц и дорог в соответствии со СНиП 2.07.01-89 установлены отдельно для городов и сельских поселений.