logo
Пути сообщения курс лекций

3. Основные элементы дорог

Железные и автомобильные дороги должны обеспечивать перевозки с наименьшей затратой энергии, т.е. желательно по прямой, при наименьшей стоимости перевозок.

Кратчайшим направлением дороги между двумя пунктами на местности является прямая воздушная линия. Однако соединение пунктов по кратчайшим расстояниям возможно лишь при исключительно благоприятных условиях: равнинный рельеф, малоразвитая речная сеть, незаселенная местность, отсутствие застройки и прочее.

Опыт проложения гужевых дорог, когда их положения на местности подчинялось требованиям обхода сложных препятствий (холмы, подъемы, переправы через реки, болота и т.д.), в дальнейшем лег в основу теории проектирования железных, а затем и автомобильных дорог. Общие принципы проектирования этих путей сообщения едины.

При проектировании дороги, как правило, разрабатывают несколько вариантов проложения ее на местности и выбирают из них наиболее экономичный.

Более дешевый при строительстве обычно имеет худшие эксплутационные показатели - более высокую стоимость перевозок и большие затраты на ремонт и содержание дороги.

Задача сравнения вариантов сводится к сопоставлению сроков, в которые удорожание строительства лучшего варианта окупится снижением суммарных транспортных расходов.

Срок окупаемости дополнительных капитальных затрат определяется по зависимости

, (3.1)

где К и С - соответственно общая стоимость строительства и эксплутационных расходов по вариантам на год сравнения, причем К2>К1, a C1>C2.

Удорожание строительства оправдывается, если срок окупаемости меньше нормативного, т.е. Ток<=1/Ен, где Ен - нормативный коэффициент окупаемости капитальных затрат, принимаемый для транспортного строительства равным 0,12, т.е. Ток = 8,3 года.

Положение оси дороги на местности называется трассой. Так как тpacca на местности огибает препятствия и имеет подъемы и спуски, она является сложной пространственной линией.

Для наглядности ее обычно рассматривают в трех проекциях: горизонтальной - план трассы и двух вертикальных: продольный и поперечный профили (поперечники).

Ввиду того, что по железным и автомобильным дорогам обращается различный подвижной состав, естественно, и нормы проектирования этих дорог отличаются. Но, как было сказано выше, теоретические принципы проектирования железных и автомобильных дорог одинаковы.