5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
Назначение расчетной скорости для проектируемой линии (реконструируемой) дороги - наиболее сложный и принципиальный вопрос при разработке технических нормативов (строительных норм и правил - СНиП) на проектирование автомобильных дорог. Это технико-экономическая задача.
Очевидно, что чем выше расчетная скорость движения на дороге, тем меньше должны быть продольные уклоны, тем больше радиусы кривых в плане и продольном профиле, ровнее покрытие. Это всегда связано со значительным возрастанием объемов работ при строительстве дороги. Так, например, в равнинной местности объем земляных работ для первой категории (расчетная скорость Vp=150 км/час) в 7 раз выше, чем для дорог V категории (Vp=60км/час). Строительство дорог I категории в горной местности вообще экономически нецелесообразно.
Принцип подхода к установлению оптимальных (расчетных) скоростей движения (а, значит, и категории дороги) при определенной интенсивности движения поясним на схеме (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Принцип назначения оптимальных (расчетных) скоростей:
V- обеспечиваемая скорость движения на рассматриваемой дороге;
Е-расходы, отнесенные к одному т км; 1- строительные расходы; 2- транспортные расходы;3- суммарные расходы
Строительные расходы, отнесенные к 1 т км грузов, перевозимых за период окупаемости затрат, тем меньше, чем выше интенсивность и меньше скорость, обеспечиваемая в результате строительства дороги.
Транспортные расходы на перевозки, наоборот, тем меньше, чем выше расчетная скорость.
Из графика видно, что минимум суммарных расходов при каждой интенсивности соответствует определенной, наиболее эффективной расчетной скорости.
На основе изложенной методики и с учетом значений коэффициентов поперечной установки µ, приведенных в разделах 5.1- 5.5, СНиП 2.05.02.-85 установлены расчетные скорости и наименьшие радиусы горизонтальных
кривых (табл. 5.1.)
Таблица 5.1
Расчетные скорости и наименьшие радиусы горизонтальных кривых
Согласно СНиП 2.07.01-89 в зависимости от категории городских дорог и улиц расчетные скорости движения по ним находятся в пределах от 120 до 40 км/час, а наименьшие радиусы горизонтальных кривых - от 600 до 50 м.
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения