5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
Конструкция дороги должна обеспечить минимально допустимую видимость, которая необходима для экстренной остановки автомобиля перед возникшем на пути препятствием. Как было показано в п.2.2, расчетное значение величины видимости S складывается: из пути, который проходит автомобиль за время реакции водителя, запаздывания действия тормозного привода, неравномерного нарастания тормозного усилия; тормозного пути; зазора безопасности до препятствия.
Расчетное расстояние видимости является минимально допустимым. В зависимости от расчетной скорости с учетом изложенного выше СНиП 2.05.02-85 установлены следующие минимальные расстояния видимости, которые должна обеспечивать конструкция дороги (табл. 5.2).
Таблица 5.2
При необеспечении расчетной видимости при прохождении горизонтальных кривых с внутренней стороны кривой удаляют все предметы, мешающие водителю на расстоянии S увидеть препятствие на проезжей части (кустарники, деревья и пр., а в выемках - внутренний откос).
Для определения границ срезки на практике чаще всего пользуются графическим приемом (рис.5.3).
Для этого на плане закругления на траектории движения автомобиля намечают ряд точек- 1,2,3 и т.д., от которых откладывают расчетное расстояние видимости поверхности дорог S=l÷l'=2÷2'=3÷3' и т.д. Концы этих линий соединяются прямыми, огибающая (касательная) которых определяет границу срезки. Минимальные радиусы горизонтальных кривых назначаются также, исходя из обеспечения расчетной видимости в ночное время или при освещении дорог светом фар.
Для дорог в густо застроенной местности, особенно в городских условиях, а также на пересечениях с автомобильными и железными дорогами в одном уровне обеспечение безопасности движения требует достаточной боковой видимости придорожной полосы. Водитель автомобиля должен иметь возможность заблаговременно увидеть на проезжей части случайно появившегося человека, а на пересечениях в одном уровне - приближающийся автомобиль или поезд.
Рис.5.3. Графический способ определения границы срезки
для обеспечения видимости на горизонтальных кривых
Необходимое расстояние боковой видимости (рис.5.4) определяется по зависимости
, (5.11)
где S - расчетное расстояние видимости, м; - скорость пешехода или транспортного средства по пересекающей дороге (для бегущего человека принимается равной 10 км/час); - расчетная скорость автомобиля, км/час
Для плавного перехода транспортных средств с одного продольного уклона на уклон противоположного направления устраиваются выпуклые или вогнутые вертикальные кривые.
Рис. 5.4. Схема к определению расстояния боковой видимости
Выпуклый перелом ограничивает видимость дороги водителям. Для обеспечения требуемой видимости на выпуклых участках дороги радиус вертикальной кривой определяют с таким расчетом, чтобы водитель,
находящийся в легковом автомобиле в точке А (рис.5.5), видел препятствие в точке Б, удаленной от А на расстояние требуемой видимости S.
Исходя из изложенного, установлено:
, (5.12)
где h - высота расположения глаза водителя над поверхностью дороги (для легковых автомобилей принимают h= 1,2 м).
Рис. 5.5.Расчетная схема для определения видимости на выпуклом
участке дороги
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения