logo search
Пути сообщения курс лекций

5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах

Конструкция дороги должна обеспечить минимально допустимую видимость, которая необходима для экстренной остановки автомобиля перед возникшем на пути препятствием. Как было показано в п.2.2, расчетное значение величины видимости S складывается: из пути, который проходит автомобиль за время реакции водителя, запаздывания действия тормозного привода, неравномерного нарастания тормозного усилия; тормозного пути; зазора безопасности до препятствия.

Расчетное расстояние видимости является минимально допустимым. В зависимости от расчетной скорости с учетом изложенного выше СНиП 2.05.02-85 установлены следующие минимальные расстояния видимости, которые должна обеспечивать конструкция дороги (табл. 5.2).

Таблица 5.2

При необеспечении расчетной видимости при прохождении горизонтальных кривых с внутренней стороны кривой удаляют все предметы, мешающие водителю на расстоянии S увидеть препятствие на проезжей части (кустарники, деревья и пр., а в выемках - внутренний откос).

Для определения границ срезки на практике чаще всего пользуются графическим приемом (рис.5.3).

Для этого на плане закругления на траектории движения автомобиля намечают ряд точек- 1,2,3 и т.д., от которых откладывают расчетное расстояние видимости поверхности дорог S=l÷l'=2÷2'=3÷3' и т.д. Концы этих линий соединяются прямыми, огибающая (касательная) которых определяет границу срезки. Минимальные радиусы горизонтальных кривых назначаются также, исходя из обеспечения расчетной видимости в ночное время или при освещении дорог светом фар.

Для дорог в густо застроенной местности, особенно в городских условиях, а также на пересечениях с автомобильными и железными дорогами в одном уровне обеспечение безопасности движения требует достаточной боковой видимости придорожной полосы. Водитель автомобиля должен иметь возможность заблаговременно увидеть на проезжей части случайно появившегося человека, а на пересечениях в одном уровне - приближающийся автомобиль или поезд.

Рис.5.3. Графический способ определения границы срезки

для обеспечения видимости на горизонтальных кривых

Необходимое расстояние боковой видимости (рис.5.4) определяется по зависимости

, (5.11)

где S - расчетное расстояние видимости, м; - скорость пешехода или транспортного средства по пересекающей дороге (для бегущего человека принимается равной 10 км/час); - расчетная скорость автомобиля, км/час

Для плавного перехода транспортных средств с одного продольного уклона на уклон противоположного направления устраиваются выпуклые или вогнутые вертикальные кривые.

Рис. 5.4. Схема к определению расстояния боковой видимости

Выпуклый перелом ограничивает видимость дороги водителям. Для обеспечения требуемой видимости на выпуклых участках дороги радиус вертикальной кривой определяют с таким расчетом, чтобы водитель,

находящийся в легковом автомобиле в точке А (рис.5.5), видел препятствие в точке Б, удаленной от А на расстояние требуемой видимости S.

Исходя из изложенного, установлено:

, (5.12)

где h - высота расположения глаза водителя над поверхностью дороги (для легковых автомобилей принимают h= 1,2 м).

Рис. 5.5.Расчетная схема для определения видимости на выпуклом

участке дороги