5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
Практически эта задача сводится к установлению минимальных радиусов, горизонтальных кривых для дорог данной категории, т.е. при определенной расчетной скорости движения.
При прохождении горизонтальных кривых возможно опрокидывание автомобиля под действием центробежной силы в сторону от центра горизонтальной кривой.
Установлено, что для устойчивого прохождения автомобилями горизонтальных кривых минимально необходимый радиус кривой Rmin должен быть равен
,
где V- скорость автомобиля (расчетная скорость, обеспечиваемая конструкцией дороги для безопасного движения одиночного автомобиля), м/сек; g -ускорение свободного падения, м/сек² ; in - поперечный уклон проезжей части; «+» - при односкатном поперечном профиле, т.е. при наличии виража, и «-» -при двухскатном поперечном профиле, т.е. когда вираж отсутствует; µ -коэффициент поперечной силы ,
, (5.6)
где Y - равнодействующая сил, параллельных поверхности дороги (большая часть центробежной силы и часть веса автомобиля); G - вес автомобиля.
Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания с учетом смещения центра тяжести автомобиля наружу кривой на величину (принимается равным = 0,2м) под действием центробежной силы имеет вид:
, (5.7)
где h - расстояние от центра тяжести автомобиля до покрытия; а - колея автомобиля (расстояние между внешними краями следа наиболее широко расставленных колес).
Исходя из самого неблагоприятного соотношения (для легковых автомобилей , для грузовых , для автобусов ), установлено, что для обеспечения устойчивости автомобиля против опрокидывания коэффициент поперечной силы не должен быть больше 0,6, т.е. µ ≤ 0,6.
- 1.1. Классификация путей сообщения
- 1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах
- 1.3. Классификация автомобильных дорог
- 1.4. Классификация железных дорог
- 2. Характеристики движения по автомобильным дорогам
- 2.2. Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением
- 2.3. Показатели, характеризующие транспортную работу автомобильной дороги
- 3. Основные элементы дорог
- 3.1. План трассы
- 3.2. Продольный профиль дорог
- 3.3. Поперечные профили железных и автомобильных дорог
- 3.4. Установление ширины полосы движения и проезжей части
- 3.5. Земляное полотно
- 3.6. Дорожная одежда автомобильных дорог
- 3.7. Общие сведения о дорожно-ремонтных работах
- 3.8. Общие сведения о расчете дорожных одежд
- 3.9. Верхнее строение железнодорожных путей
- 3.10. Искусственные сооружения
- 4. Особенности городских дорог и улиц
- 5. Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог
- 5.1. Условие возможности движения автомобиля
- 5.2. Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания
- 5.3. Условие устойчивости автомобиля против заноса
- 5.4. Условие удобства пассажиров и водителя при движении по горизонтальным кривым
- 5.5. Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги
- 5.6. Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых
- 5.7. Обеспечение видимости на автомобильных дорогах
- 6. Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог
- Содержание
- 1.1. Классификация путей сообщения