Ансамбли царских резиденций: Павловск, Гатчина
Незаслуженно редко обращаемся мы к садовым традициям России. Между тем богатство отечественного садово-паркового наследия настолько велико, что не обращаться к нему было бы даже непростительным сужением глобального опыта художественного преобразования природы. И несмотря на то что многое разрушено и безвозвратно утеряно, о былой славе русских садов свидетельствуют не только описания и проекты, гравюры и фотографии, но и сохранившиеся до нашего времени большие и маленькие сады и парки мирового значения. С того времени, когда в России начали разбивать не только огороды и плодовые сады (которые, впрочем, тоже могли быть невероятно красивыми), слава русских садов стала распространяться по миру. Отдельные «петровские» деревья еще стоят в Питере, Москве и других городах. Пока в них теплится жизнь, изустной и письменной истории есть свидетели. Деревьев, видевших Екатерину Великую, уцелело гораздо больше. Золотой век русской усадьбы вызвал невероятный всплеск развития архитектуры и искусств, и среди них — строительство парков. В старых царских и помещичьих садах отдельные деревья, посаженные в конце XVIII века, сохраняют живую, почти мистическую связь с тем временем.
Ожерелье великолепных царских резиденций в пригородах Петербурга, построенных за те три века, пока великий город был столицей Российской Империи, — сокровищница непревзойденных вершин русского садового искусства. И для их описания подходят только высокопарные выражения. Парк вокруг Белого озера — совершенное сочетание воды и живописной растительности по берегам с редкими архитектурными включениями. Гармония водной глади и умело подчеркнутой красоты групп деревьев — превалирующая тема в Гатчинском парке. Эта осенняя феерия — не что иное, как четко отрежи ссированный спектакль, где каждому дереву отведена собственная роль. При посадке клены были подобраны по осенней окраске листьев. Едва ли сейчас это придет кому-нибудь в голову в наших питомниках. Большинство из парков возникли на голых местах. Каждый из венценосцев выбирал себе место по душе и устраивал все в соответствии со своими пристрастиями и вкусами, в которых отражались общеевропейские течения и веяния в садовой и архитектурной моде: большие стили сменяли друг друга. К счастью для нас, ни один из ансамблей не бывал переделан радикально после прихода очередного богоизбранника. Каждый следующий член династии, когда из уважения к памяти предыдущего, а когда и в пику родителю, часто строил на новом месте.
Создатели рукотворных ландшафтов могли действовать руководствуясь девственной красотой того или иного места, каждый раз подчеркивая преимущества природного ландшафта, благо территории вокруг Петербурга не были плотно заселены в то время. Иногда же место трансформировалось до неузнаваемости, а бюджеты позволяли вести работы с колоссальным размахом и приглашать лучших и самых дорогих, самых известных архитекторов и паркоустроителей. Иногда одно и то же место несколько раз переделывалось заново в течение короткого времени, а порой однажды созданный ансамбль оставался в первозданном виде навсегда. Первый случай очень ярко выражен в Павловске, где ландшафтные преобразования приняли не только невиданный дотоле гигантский масштаб, но и в разных частях парка не останавливались почти до начала XX века. Второй случай характерен для Гатчины, где все было сделано практически сразу и по единому плану.
Оба выбранных нами ансамбля — шедевры пейзажного паркового стиля, возникшие приблизительно в одно время.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 2. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект комплексной реконструкции
- 2.1. Развитие исторического центра Санкт-Петербурга
- Содержание
- Основные этапы застройки города Предпосылки строительства Геологические условия
- Гидрологические условия
- Геополитические предпосылки
- Основание Санкт-Петербурга
- Закладка крепости
- Первые здания
- Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века
- Столица России
- Первые генеральные планы
- Столица империи
- Развитие города в 1725—1736 годах
- Единая градостроительная политика
- Вторая половина XVIII века — начало XIX века
- 1762—1780. Компактное градостроительство
- 1780—1795. Управы и комиссии
- 1796—1815. Экстенсивное развитие
- 1816—1835. Уникальные ансамбли
- Вторая половина XIX века — начало XX века
- 1836—1880 Годы
- 1881—1900 Годы
- 1901—1916 Годы
- Советский период Петроград и предвоенный Ленинград
- Ленинград в годы войны
- Послевоенное восстановление
- Индустриальное строительство
- Современный период
- Градостроительство
- Застройка
- Архитектурные стили в Санкт-Петербурге
- Барокко Петровское барокко
- Елизаветинское барокко
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Ампир Александровский (поздний) классицизм
- Русский ампир
- Эклектика
- Необарокко
- Неоготика
- Неоренессанс
- Неовизантийский стиль
- Неорусский стиль
- Поздняя эклектика
- Петербургский модерн
- Северный модерн
- «Кирпичный стиль» промышленной архитектуры
- Конструктивизм Ленинградский конструктивизм
- Постконструктивизм
- Советский монументализм
- Советский функционализм и минимализм
- Постмодернизм
- Регионализм
- Бионическая архитектура
- Стаканизм
- Проблема разрушения исторического Петербурга
- Известные архитекторы
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
- 1. Исторические факты
- 2. Дворцово-усадебное строительство
- 3. Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга
- 4.Петергоф – Сады и Парки
- 5. Стрельна
- 6.Памятные места Стрельны
- 7.Ораниенбаум
- 8.Царское село (город-Пушкин)
- 9. Кронштадт
- Архитектура второй половины XIX века и начала XX века. Романтизм
- Философия романтизма
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)
- Архитектура XVIII века
- Архитектура Царского Села
- Ансамбли царских резиденций: Павловск, Гатчина
- Павловск
- Гатчина