Неорусский стиль
Неорусский (иногда называемый «псевдорусским») стиль возник в 1830—1840-х годах под влиянием роста интереса к истории России и следования имперской официальнойконцепции народностиНиколая I, императора Всероссийского в1825—1855 годах. Основоположником этого направления в архитектуре считаетсяК. А. Тон. В Санкт-Петербурге им построены пятикупольный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка (1837—1842, Загородный просп., 45, не сохр.) и Церковь во имя священномученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка (1849—1855, наб. Обводного канала, 99, не сохр.).
Храм Спаса-на-Крови
Не сохранились также церковь Спаса Нерукотворного Образа на Волковском православном кладбище (1837—1842, архитекторФ. И. Руска, Расстанный пр., 1), храм Христа Спасителя (Спас-на-Водах,1910—1911, архитекторМ. М. Перетяткович, наб. Ново-Адмиралтейского канала, 1) и др.[36]. Мы можем наблюдать примеры этого стиля в Воскресенском СобореВоскресенского Новодевичего женского монастыря, (1849—1861, архитектор Н. Е. Ефимов, Московский просп., 100), монументальномхраме Воскресения Христова(1904—1908, архитекторГ. Д. Гриммпри участииГ. Г. фон ГолииА. Л. Гуна, наб. Обводного канала, 116).
Жемчужиной стиля является храм Воскресения Христова (Спаса-на крови), воздвигнутый в память погибшего императораАлександра IIв1883—1907 годахархитекторомА. А. Парландом(наб. канала Грибоедова, 2). В облицовке стен храма использован гранит, эстляндский мрамор, глазурованный кирпич, во внутренней отделке — итальянский мрамор, российская яшма, порфир, мрамор, позолоченная медь. По эскизам художниковВ.М Васнецова,М. В. Нестерова,А. П. Рябушкина,Н. Н. Харламовавыполнены мозаичные иконы.
В неорусском стиле были возведены и некоторые жилые дома. Так, архитекторами И. С. БогомоловымиН. Ф. Беккеромпочти напротив друг друга построены доходные дома Н. Н. Зайцевой (1875, Фурштатская ул., 20) и З. М. и А. А. Зайцевых (1881, Фурштатская, 11). Оштукатуренные фасады декорированы бордюрами, «звериными» и растительными орнаментами, присутствуют балконы, эркеры, закомары.
Можно по-разному относиться к произведениям неорусского стиля. Одни считали его элементы ненужным украшательством, пародийной стилизацией древних памятников. Действительно, храм Спаса-на-кровиможно считать повторениемсобора Василия Блаженногов Москве, а церковьСпаса-на-водахедва ли не точной копиейДмитриевского соборавоВладимире. Другие, напротив, отличают неорусский стиль от псевдорусского и считают его прогрессивным развитием последнего, необходимым переходным периодом от эпохи эклектики к эпохе «северного модерна», исключившим вычурность и дробность псевдорусских строений, особенно светских зданий. Однако в любом случае эти течения выражали сознательный возврат к национальному началу, забытому под слоями западных и античных влияний. Тем самым городской архитектурный облик становился более сбалансированным, более «русским», придавая Петербургу ещё бо́льшую самобытность.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 2. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект комплексной реконструкции
- 2.1. Развитие исторического центра Санкт-Петербурга
- Содержание
- Основные этапы застройки города Предпосылки строительства Геологические условия
- Гидрологические условия
- Геополитические предпосылки
- Основание Санкт-Петербурга
- Закладка крепости
- Первые здания
- Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века
- Столица России
- Первые генеральные планы
- Столица империи
- Развитие города в 1725—1736 годах
- Единая градостроительная политика
- Вторая половина XVIII века — начало XIX века
- 1762—1780. Компактное градостроительство
- 1780—1795. Управы и комиссии
- 1796—1815. Экстенсивное развитие
- 1816—1835. Уникальные ансамбли
- Вторая половина XIX века — начало XX века
- 1836—1880 Годы
- 1881—1900 Годы
- 1901—1916 Годы
- Советский период Петроград и предвоенный Ленинград
- Ленинград в годы войны
- Послевоенное восстановление
- Индустриальное строительство
- Современный период
- Градостроительство
- Застройка
- Архитектурные стили в Санкт-Петербурге
- Барокко Петровское барокко
- Елизаветинское барокко
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Ампир Александровский (поздний) классицизм
- Русский ампир
- Эклектика
- Необарокко
- Неоготика
- Неоренессанс
- Неовизантийский стиль
- Неорусский стиль
- Поздняя эклектика
- Петербургский модерн
- Северный модерн
- «Кирпичный стиль» промышленной архитектуры
- Конструктивизм Ленинградский конструктивизм
- Постконструктивизм
- Советский монументализм
- Советский функционализм и минимализм
- Постмодернизм
- Регионализм
- Бионическая архитектура
- Стаканизм
- Проблема разрушения исторического Петербурга
- Известные архитекторы
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
- 1. Исторические факты
- 2. Дворцово-усадебное строительство
- 3. Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга
- 4.Петергоф – Сады и Парки
- 5. Стрельна
- 6.Памятные места Стрельны
- 7.Ораниенбаум
- 8.Царское село (город-Пушкин)
- 9. Кронштадт
- Архитектура второй половины XIX века и начала XX века. Романтизм
- Философия романтизма
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)
- Архитектура XVIII века
- Архитектура Царского Села
- Ансамбли царских резиденций: Павловск, Гатчина
- Павловск
- Гатчина