Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Заложена в 1710 г. Сооружалась по проектам архитекторов Д.Трезини, Т.Швертфегера и М.Расторгуева. В Троицком соборе лавры находятся мощи святого благоверного князя Александра Невского, в Благовещенской церкви лавры похоронен великий русский полководец А.В.Суворов. Престольный праздник: День Святой Троицы; перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского (1724) - отмечается 12 сентября (30 августа по ст. стилю), благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263) - отмечается 6 декабря (23 ноября по ст. стилю). Адрес: 193167, С.-Петербург, наб. Реки Монастырки, 1. Транспорт: ст. метро "Площадь Александра Невского"; мрш. Т185, Т289, Т55, Т110, Т117, Э120, Э160, Т82, Э8; авт. 8; трл. 14, 33; трм. 7, 39, 65. Телефон: 277-58-54 E-mail: admin@lavra.spb.ru, http://www.lavra.spb.ru Наместник: архимандрит Назарий (Лавриненко). Одновременно с возведением Петропавловской крепости на берегах Невы начинает возводиться еще одно крупное сооружение - монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Монастырь был заложен по повелению Петра I в 1710 г. при впадении в Неву Черной речки (ныне - река Монастырка). Место это было выбрано не случайно: тогда считалось, что Новгородское войско под предводительством князя Александра Ярославича именно здесь разбило шведов в 1240 г. На самом деле битва произошла значительно выше по течению Невы, при впадении в нее реки Ижоры. 25 марта 1713 г. в присутствии императора была освящена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и состоялась закладка братских деревянных келий. Архитектором монастыря был назначен Доменико Трезини. Рассмотрев проект в 1715 г., Петр I одобрил его, начертав: "Во имя Господне делать по сему". Хотя монастырь был изначально посвящен Пресвятой Троице, Петр I считал, что для молодой столице необходим небесный покровитель отечественного происхождения, имя которого громко звучало бы в анналах истории невских берегов. Найти такого святого было нетрудно. Благоверный князь Александр Ярославич был великим государственным деятелем и полководцем, политика которого спасла северную и восточную Русь как от западных католиков-крестоносцев, так и от татаро-монгольских завоевателей. Родоначальник московского княжеского и царского дома (его сын святой Даниил был первым московским князем) Александр Ярославич был в ХV в. причислен к лику святых. Позднее, через царицу Анастасию Романовну, любимую супругу Ивана Грозного, с ним породнился боярский дом Романовых и Петр был вправе считать себя потомком святого благоверного князя. Но, прежде всего, он видел в Александре Невском своего великого предшественника в борьбе за сохранение за Россией приневских берегов и выхода к Балтийскому морю. Вот почему по воле царя Александр Невский становится небесным покровителем новой столицы и ему был посвящен первый и долгое время единственный монастырь Санкт-Петербурга. В 1724 г. мощи Александра Невского были перевезены из Владимирского Рождественского монастыря в Петербург. Это произошло 30 августа, в день заключения Ништадского мира со Швецией. Для встречи мощей у монастыря корабельная флотилия должна была подняться из дельты Невы, вверх по течению реки. В Шлиссельбурге мощи святого были перенесены на галеру, над которой развевался императорский флаг. За рулем был сам император. На веслах сидели Меньшиков, Ягужинский и другие вельможи. Под пушечный гром мощи были внесены в монастырь. Местом их упокоения стала церковь святого Александра Невского, расположенная во втором этаже здания, возведенного Д.Трезини в 1717-1722 гг. В первом этаже здания была устроена Благовещенская церковь. Сооруженное Д.Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастыря, послужило образцом для более поздних построек. В память перенесения мощей святого Александра Невского 30 августа (12 сентября по н.ст.) в городе ежегодно совершался крестный ход от Исаакиевского и Казанского соборов в Александро-Невскую лавру. Почетный статус лавры монастырь получил в 1797 г., в царствование императора Павла I. Строившиеся на протяжение многих лет монастырские здания создавались в стиле "петровского барокко". В основе всего архитектурного комплекса лежит шестиугольник, образованный каменными двухэтажными корпусами, в которых располагались преимущественно монастырские кельи, а также служебные помещения, книгохранилище, семинария. После смерти Д.Трезини основные работы осуществлялись архитекторами Т.Швертфегером и М.Расторгуевым. Подобно Петропавловскому собору, Александро-Невская лавра была своеобразным некрополем. Этой цели с самого начала служила Благовещенская церковь. Она была усыпальницей членов царской фамилии и государственных деятелей России. В ней погребены Н.И.Панин, А.М.Голицын, А.А.Безбородко, A.Г.Разумовский, И.И.Бецкой, И.К.Шувалов. 6 мая 1800 г. в храме состоялись похороны великого полководца, А.В.Суворова. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была церковь во имя святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту Пьетро Трезини в 1745-1750 гг. Композиция и формы здания во многом повторяют Благовещенскую церковь. В 1840 г. в верхней части здания был устроен новый иконостас и ее престол был освящен во имя святого Николая Чудотворца. К Благовещенской и Феодоровской церквям примыкают два корпуса - Духовской и Феодоровский. В первом из них в 1820-1822 гг. была устроена церковь во имя Сошествия Святого Дyxa. Она стала местом погребения многих петербургских митрополитов. В ней же 1 февраля 1881 г. состоялось отпевание Ф.М.Достоевского. В 1755-1771 гг. архитектор М.Д.Расторгуев осуществил строительство Митрополичьего дома, Семинарского и Просфорного корпусов, замкнувших монастырский двор. Юго-западная и северо-западная угловые башни повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей. Самым замечательным храмом монастырского ансамбля стал Свято-Троицкий собор - одно из немногих сохранившихся культовых сооружений раннего классицизма. Уже в начале XVIII в., вскоре после создания первых монастырских строений, в центре монастырского каре был заложен Троицкий собор по проекту немецкого архитектора Швертфегера в стиле "немецкого барокко". К середине XVIII в. собор в целом был завершен. Но он оказался неустойчивым, был расположен на слабо укрепленном грунте и грозил скорым разрушением. По повелению императрицы Елизаветы Петровны он был снесен, а позднее Екатерина II поручила архитектору И.Е.Старову возвести на этом месте новое здание. В 1776 г. под наблюдением самого Старова началось возведение собора. Оно завершилось через 14 лет. 30 августа 1790 г. состоялось освящение храма. В тот же день мощи святого Александра Невского были торжественно перенесены в собор из Александровской церкви. Здание собора гармонично вписалось в барочное каре, образованное монастырскими корпусами. Монументальное здание с двумя колокольнями с западной стороны завершается мощным куполом. Интерьер здания украшен барельефными панно, изображающими события из Ветхого и Нового заветов. Они выполнены замечательным скульптором Ф.И.Шубиным. Над главным входом расположен барельеф "Жертвоприношение паря Соломона в день освящения Иерусалимского храма". Ниже расположена скульптурная группа, изображающая ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. Внутри здание, которое представляет собой в плане латинский крест, очень просторно. Свет проникает через шестнадцать окон в барабане купола. Великолепный мраморный иконостас был изготовлен итальянцами, братьями Пинкети. Запрестольный образ Благовещения принадлежал кисти известного немецкого живописца Рафаэля Менгса. В храме имелись также картины Рубенса, Бассано, Ван-Дейка, Гверчино и других итальянских художников, пожертвованных Екатериной II из Эрмитажа из своего личного собрания. Особое место среди святынь и сокровищ собора занимала 86 пудовая серебряная гробница (рака) святого Александра Невского. Еще в 1752 г. Елизавета Петровна распорядилась передать на ее изготовление первое серебро, добытое в Колыванских рудниках. Она была изготовлена на Петербургском Монетном дворе. На боковых стенках гробницы в барельефах запечатлены победы Александра Невского в сражениях на Неве, при освобождении Пскова и на Чудском озере. В настоящее время она хранится в Государственном Эрмитаже. Роспись сводов и купола осуществлена по рисункам Дж.Кваренги в 1806 г. Она сохранилась до настоящего времени. Свято-Троицкий собор - вершина творчества И.Е.Старова в создании храмовых сооружений. Но помимо собора им была построена еще одна церковь в ансамбле лавры. В 1783-1785 гг. по проекту Старова на круглой площади в конце Невского проспекта были построены ворота с расположенной над ними церковью во имя Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте". Здание выглядит довольно скромно и украшено пилястрами дорического ордера. Всего на территории лавры находилось 11 церквей, включая Крестовую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы архитектора А.М.Горностаева, расположенную в Митрополичьем доме. Монастырь был одним из центров духовного просвещения и культуры в России. В его архиве и библиотеке хранилось множество древних рукописей и редких книг. Здесь размещались Духовные академия и семинария. При лавре образовалось несколько кладбищ, расположенных за пределами монастырского каре. Старейшим из них является Лазаревское кладбище, возникшее еще во времена Петра I при церкви в честь воскрешения Праведного Лазаря. Оно сделалось местом погребения выдающихся государственных деятелей России, а также ученых, писателей, архитекторов и т.д. Здесь похоронены М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Воронихин, А.И.Захаров, скульпторы И.П.Мартос, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский и многие другие замечательные люди. Справа от Лазаревского кладбища расположено Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нем похоронены знаменитые русские писатели и поэты Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, Ф.М.Достоевский, композиторы М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский и многие другие, а также художники А.И.Иванов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин и многие архитекторы, скульпторы, артисты. К востоку от собора располагается более позднее Никольское кладбище, с церковью во имя Святителя Николая, на котором похоронено несколько петербургских митрополитов. Среди их могил виднеется крест на месте кенотафа расстрелянного в 1922 г. митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (В.П.Казанского), новомученика Российского. После Октябрьской революции лавра была закрыта, мощи святого Александра Невского были осквернены и после ряда мытарств помещены на чердаке Казанского собора. Серебряная рака и малахитовая сень из Троицкого собора были переданы в Эрмитаж и Русский музей. Перед самым входом в собор была устроена "коммунистическая площадка" - кладбище революционных и партийных деятелей. Во многих монастырских зданиях разместились мастерские. В течение 20-30-х гг. закрылись все церкви лавры. В 1956 г. Свято-Троицкий собор был возвращен верующим, но зато полному разгрому подверглась Духовская церковь. Начавшееся в 30-х г. превращение лавры в музей сопровождалось перестройкой интерьеров, уничтожением памятников и надгробий, немотивированным переносом части захоронений в другие некрополи. В последние десятилетия началось постепенное возвращение православной Церкви отобранных у нее зданий. Троицкий собор и ряд других помещений лавры возвращены верующим, возобновилась монастырская жизнь. Мощи святого Александра Невского 3 июня 1989 г. были с крестным ходом возвращены в Троицкий собор. Однако большинство ценностей, изъятых из собора, в том числе знаменитая серебряная рака, все еще ждут своего возвращения на прежнее, им подобающее место.
Пьетро Антонио Трезини обучался архитектурному мстерству в Милане. Приехал в Россию в 1726 году. До 1960-х годов он считался сыном знаменитого петербургского зодчего Доменико Трезини, у которого был сын Пётр. Но тот был отправлен на обучение в Италию в 1725 году и не мог закончить образование всего через один год. Пьетро Антонио Трезини - только лишь однофамилец своего соотечественника.
В 1726-1732 годах архитектор работал на частных заказчиков. В 1732 году рядом с Литейным двором он строил Монетный дом, а ещё через три года - Почтовый двор близ Исаакиевской церкви. Эти постройки до нашего времени не сохранились, так же как и ремонтированный Трезини второй Исаакиевский собор, пострадавший от пожара в 1735 году. Несколько позже Пьетро Антонио перестраивал в камне Успенскюу церковь (нынеКнязь-Владимирский собор).
Осенью 1742 года Пьетро Антонио Трезини получил заказ на перестройку триумфальных ворот у Аничкова моста, и сооружение новых ворот уЗелёного моста. Эти работы предваряли возвращение из Москвы в Петербург после коронации императрицы Елизаветы Петровны. В том же году Трезини был назначен архитектором Полицмейстерской канцелярии Петербурга, взамен временно уехавшего в МосквуМихаила Земцова. На этой должности он стал выполнять те работы, которые прежде делались его знаменитым однофамильцем Доменико Андреа Трезини: планировал новые улицы, проектировал казённые и частные строения. В это время на участке современного дома №54поНевскому проспектуон построил для себя жилой дом.
Из-за возросшей нагрузки швейцарец стал требовать большего жалования. В то время он трудился ещё и над храмом лейб-гвардии Преображенского полка и в Александро-Невском монастыре. В апреле 1746 года Полицмейстерская канцелярия перезаключила контракт с Трезини, увеличив его жалование и присвоив ему звание майора.
Если Доменико Трезини построил правое крыло Александро-Невского монастыря с Благовещенской церковью, то Пьетро Антонио возвёл левое крыло и Фёдоровскую церковь. Кроме этой обители, архитектор строил также и подворье Троице-Сергиевского монастыря на берегу Фонтанки, а также Троице-Сергиевскую пустынь на дороге в Петергоф. При постройке Преображенского собораПьетро Антонио Трезини первым вернулся к традиции православного пятиглавия храмов, которе было нарушено Петром I и Доменико Трезини созданиемПетропавловского соборас единственным куполом и колокольней.
Весной 1751 года Трезини уехал в Италию, оставив незавершёнными работы по постройке зданий Конюшенного и Таможенного ведомств, оперного театра при Аничковом дворце, перестройкекостёла Святой Екатерины. Он расчитывал на то, что в Петербурге заметят его отсутствие и предложат лучшие условия контракта. В Россию для обсуждания новых требований архитектоа приезжала его жена. Но успеха переговоры не привели. В Петербурге и без Пьетро Антонио было достаточно талантливых зодчих.
Дом П. А. Трезини продал фавориту императрицы Ивану Ивановичу Шувалову. Архитектором С. И. Чевакинскимна этом месте был построен дворцовый флигель.
В 1760 году архитектор ещё жил в Петербурге. Его дальнейшая судьба неизвестна.
10.Усадьбы и дворцово-парковые ансамбли петровской эпохи в окрестностях Петербурга.
Тема: Пригородные дворцово-парковые комплексы Санкт-Петербурга
Выполнила:
Студентка II курса
Группа-СКД6-07
Факультета культуры
Давыдова Надежда Вячеславовна
8-963-360-37-54
Проверил:
Мурманск 2008.
Содержание
Введение
1. Исторические факты
2. Дворцово-усадебное строительство
3. Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга
Начало формы
Быстрый поиск по Банку Рефератов: |Описание работы | Похожие работы
Конец формы
4.Петергоф – Сады и Парки
5. Стрельна
6.Памятные места Стрельны
7. Ораниенбаум
8.Царское село
9. Кронштадт
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Крупнейший культурно-исторический центр России - Санкт-Петербург был основан волей преобразователя Росси Петра Великого на землях, возвращенных Росси в результате Северной войны.
Архитектурную славу Санкт-Петербурга составляют не только грандиозные ансамбли и выдающиеся памятники архитектуры, но и пригородные дворцово-парковые комплексы, являющиеся шедеврами мирового зодчества и садово-паркового искусства.
Дворцы и парки Петродворца и Ломоносова, Гатчины и Стрельны, Пушкина и Павловска, грозные форты Кронштадта и полные лиризма старые усадьбы являются яркими страницами архитектурной летописи Санкт-Петербурга.
Объект исследования - Пригородные дворцово-парковые комплексы Санкт-Петербурга. Цель моей работы - как можно больше узнать о пригородных дворцово-парковых комплексах Санкт-Петербурга, изучить историю становления. Задача – разносторонне осветить данную тему.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 2. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект комплексной реконструкции
- 2.1. Развитие исторического центра Санкт-Петербурга
- Содержание
- Основные этапы застройки города Предпосылки строительства Геологические условия
- Гидрологические условия
- Геополитические предпосылки
- Основание Санкт-Петербурга
- Закладка крепости
- Первые здания
- Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века
- Столица России
- Первые генеральные планы
- Столица империи
- Развитие города в 1725—1736 годах
- Единая градостроительная политика
- Вторая половина XVIII века — начало XIX века
- 1762—1780. Компактное градостроительство
- 1780—1795. Управы и комиссии
- 1796—1815. Экстенсивное развитие
- 1816—1835. Уникальные ансамбли
- Вторая половина XIX века — начало XX века
- 1836—1880 Годы
- 1881—1900 Годы
- 1901—1916 Годы
- Советский период Петроград и предвоенный Ленинград
- Ленинград в годы войны
- Послевоенное восстановление
- Индустриальное строительство
- Современный период
- Градостроительство
- Застройка
- Архитектурные стили в Санкт-Петербурге
- Барокко Петровское барокко
- Елизаветинское барокко
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Ампир Александровский (поздний) классицизм
- Русский ампир
- Эклектика
- Необарокко
- Неоготика
- Неоренессанс
- Неовизантийский стиль
- Неорусский стиль
- Поздняя эклектика
- Петербургский модерн
- Северный модерн
- «Кирпичный стиль» промышленной архитектуры
- Конструктивизм Ленинградский конструктивизм
- Постконструктивизм
- Советский монументализм
- Советский функционализм и минимализм
- Постмодернизм
- Регионализм
- Бионическая архитектура
- Стаканизм
- Проблема разрушения исторического Петербурга
- Известные архитекторы
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
- 1. Исторические факты
- 2. Дворцово-усадебное строительство
- 3. Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга
- 4.Петергоф – Сады и Парки
- 5. Стрельна
- 6.Памятные места Стрельны
- 7.Ораниенбаум
- 8.Царское село (город-Пушкин)
- 9. Кронштадт
- Архитектура второй половины XIX века и начала XX века. Романтизм
- Философия романтизма
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)
- Архитектура XVIII века
- Архитектура Царского Села
- Ансамбли царских резиденций: Павловск, Гатчина
- Павловск
- Гатчина