Ампир Александровский (поздний) классицизм
Поздний, или «Александровский» классицизм — предвоенная архитектура примерно 1800—1812 годов, является предшественником русскогоампираи часто отождествляется с ним[31]. Понятия «Александровский» (период 1800—1830 годов) и «Николаевский» (после 1830 года) классицизм введеныИ. Э. Грабарём, который термин «ампир» не использовал[30].
Сильное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга оказывают архитекторы и скульпторы Западной Европы, в частности, Франции, приглашенные Александром I. Этот период парадоксально перекликается с более архаичными стилями, чем в предшествующих версиях классицизма: строгими дорическим и тосканским ордерами,египетскимитяжеловесными колоннами исфинксами(см.Египтизирующий стиль). Для александровского классицизма характерна строгость линий, монументальность и величественность образов, простота и ясность силуэта.
Одним из первых творений наступившего XIX векастало зданиеГорного институтаИмператрицы ЕкатериныА. Н. Воронихина(1806-1808 годы; 21-я линия Васильевского острова, 2). В выходящем на Неву фасаде здания ощущается влияние античных храмовПестума, дорические колонны сканнелюрамипривлекают наибольшее внимание. Воронихинский шедевр украшен статуями Геракла с Антеем и Прозерпины, стилизованными под архаику (В. И. Демут-Малиновский,С. С. Пименов)[32].
Южный и восточный фасады Казанского собора
Северный фасад Казанского собора
Однако наиболее известным творением А. Н. Воронихина является построенный в 1801-1811 годахКазанский собор. Строительство нового собора было задумано ещё императоромПавлом, который предписал взять за основуСобор Святого ПетравВатикане(в то время — вПапской области, оккупированнойФранцией). Однако от прототипа осталась лишь общая компоновка с мощным центральным куполом, вытянутой базиликой и отсутствием колокольни. Колоннада ватиканского Собора была пристроена значительно позже и фактически представляет собой обрамлениеплощади Святого Петра. У Воронихина северная и южная (не была построена) колоннады представляли собой органичное дополнение к основному объёму храма. Западный же входной фасад должен был открываться зрителю со стороны Воронихинского сада. Но и в таком не до конца воплощённом виде собор является украшениемНевского проспекта.
Новая биржа; ныне Центральный военно-морской музей
К позднему, «высокому» классицизму можно отнести работы Тома де Томона: перестройка зданияБольшого театра(Театральная площадь, 3,1804-1805 годы, сохранилось частично), перестройка дома графини А. Г. Лаваль (1806-1809 годы, Английская набережная, 4), строительство зданияНовой биржии всего комплексастрелки Васильевского островасРостральными колоннами(Биржевая площадь, 4,1805-1810 годы). Колоннада здания Биржи отнесена от здания, колонны широко расставлены, что усиливает пространственную гармонию композиции с окружающим простором Невы. Здание и Ростральные колонны украшены аллегорическими скульптурами (Ф. Тибо, И. Камберлен, С. К. Суханов и др.[33]).
Адмиралтейство
В 1806-1823 годахА. Д. Захаровсоздал величественное зданиеАдмиралтейства, ставшее одним из символов города на Неве. От предыдущего здания (архитекторИ. К. Коробов,1732-1738 годы) осталась центральная часть с высоким шпилем, которая не диссонирует, а смягчает плоскостное развитие сравнительно низкого огромного здания. Разнообразие фасадов достигается ритмикой выступающих портиков с лаконичнымитосканскимиколоннами (колонны центральной части осталисьионическими).
Здание также было украшено большим количеством аллегорических скульптур (часть не сохранилась), что стало отличительной чертой многих строений александровского классицизма. Строительство Адмиралтейства явилось предпосылкой к ансамблевому объединению трех главных площадей города: Дворцовой,ИсаакиевскойиСенатской, а такжеАлександровского сада.
В этот же период Кваренги возводит здание Смольного института(1806-1808 годы, Смольный проезд, 1). Отчётливая, торжественная и светлая композиция здания учебного заведения явилась одной из последних работ великого мастера зрелого классицизма. Обогащают фасады восьмиколонный портик с фронтоном, боковые флигели с ионическими колоннами.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 2. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект комплексной реконструкции
- 2.1. Развитие исторического центра Санкт-Петербурга
- Содержание
- Основные этапы застройки города Предпосылки строительства Геологические условия
- Гидрологические условия
- Геополитические предпосылки
- Основание Санкт-Петербурга
- Закладка крепости
- Первые здания
- Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века
- Столица России
- Первые генеральные планы
- Столица империи
- Развитие города в 1725—1736 годах
- Единая градостроительная политика
- Вторая половина XVIII века — начало XIX века
- 1762—1780. Компактное градостроительство
- 1780—1795. Управы и комиссии
- 1796—1815. Экстенсивное развитие
- 1816—1835. Уникальные ансамбли
- Вторая половина XIX века — начало XX века
- 1836—1880 Годы
- 1881—1900 Годы
- 1901—1916 Годы
- Советский период Петроград и предвоенный Ленинград
- Ленинград в годы войны
- Послевоенное восстановление
- Индустриальное строительство
- Современный период
- Градостроительство
- Застройка
- Архитектурные стили в Санкт-Петербурге
- Барокко Петровское барокко
- Елизаветинское барокко
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Ампир Александровский (поздний) классицизм
- Русский ампир
- Эклектика
- Необарокко
- Неоготика
- Неоренессанс
- Неовизантийский стиль
- Неорусский стиль
- Поздняя эклектика
- Петербургский модерн
- Северный модерн
- «Кирпичный стиль» промышленной архитектуры
- Конструктивизм Ленинградский конструктивизм
- Постконструктивизм
- Советский монументализм
- Советский функционализм и минимализм
- Постмодернизм
- Регионализм
- Бионическая архитектура
- Стаканизм
- Проблема разрушения исторического Петербурга
- Известные архитекторы
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
- 1. Исторические факты
- 2. Дворцово-усадебное строительство
- 3. Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга
- 4.Петергоф – Сады и Парки
- 5. Стрельна
- 6.Памятные места Стрельны
- 7.Ораниенбаум
- 8.Царское село (город-Пушкин)
- 9. Кронштадт
- Архитектура второй половины XIX века и начала XX века. Романтизм
- Философия романтизма
- Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм
- Строгий классицизм
- Павловский классицизм
- Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)
- Архитектура XVIII века
- Архитектура Царского Села
- Ансамбли царских резиденций: Павловск, Гатчина
- Павловск
- Гатчина