logo
Рус

Неовизантийский стиль

Церковь Дмитрия Солунского, 1860-е

Неовизантийский стильориентировался на архитектуру средневековойВизантиипримерно VI—VIII веков н. э. В основном стиль проявился в храмовой архитектуре и отличался крестово-купольной компоновкой, наличием сферических и полусферических куполов, барабанов с сопряженными арочными окнами, декора с каменной резьбой и мозаикой, богатым внутренним убранством. Главным образцом этого стиля послужилхрам Святой Софии, построенный вКонстантинополевVI веке. В дальнейшем стиль развивался в основном на территории Греции, Болгарии, Сербии и послужил основой древнерусской храмовой архитектуры домонгольского периода[39].

Зданий этого стиля в Петербурге сохранилось мало, к их числу относится Церковь Милующей иконы Божией Матери(Большой проспект Васильевского острова, 100, архитекторВ. А. Косяков, инженер Д. К. Пруссак,1889—1898),Спасо-Парголовская церковьна Шуваловском кладбище (Выборгское шоссе, 106, проект инженера К. А. Кузьмина,1876—1880). Не сохранились Греческая церковь св. великомученика Димитрия Солунского (Лиговский просп., 6, архитекторР. И. Кузьмин,1861—1865), Церковь Казанской иконы Божией Матери при Доме призрения бедных им. С. П. Елисеева (пр. Металлистов, близБольшеохтинского кладбища, архитекторыК. К. Вергейм,Ф. Л. Миллер,1881—1885).

Одними из последних произведений этого стиля явились Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте(1902-1913 годы) и Казанская церковьВоскресенского Новодевичего женского монастыря(Московский просп., 100б,1908—1912), построенные архитекторомВ. А. Косяковым.

Иногда этот стиль называют «русско-византийским», так как логично имеет сходные черты с параллельно развивавшимся неорусским направлением.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4