logo
Рус

Классицизм Екатерининский (ранний) классицизм

Ю. М. Фельтен. Церковь Святой Екатерины

Дворец К. Г. Разумовского. С гравюры XIX века

Ж.-Б. Валлен-ДеламотМалый Эрмитаж

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга датируется примерно 1760-1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правленияЕкатерины Великой.Классицизмв России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции.

Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма являлся дворец графа К. Г. Разумовского(ныне Административный корпусРГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в1762-1766 годахА. Ф. КокориновымиЖ. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементыионическогоикоринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную[28].

Творчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художествна Васильевском острове (1764-1788 годы, нынеИнститут им. Репина, Университетская наб., 17); корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 годы, ныне кафедра физической культуры и спортаСПбГУ, Университетская наб., 9)[29]; дворец графа А. П. Шувалова (1770-егоды, нынеЮсуповский дворец, наб. Мойки, 94).Валлен-Деламотвозводит Северный павильон и Висячий садМалого Эрмитажа(1764-1775 годы, Дворцовая наб., 36), откуда берёт своё начало знаменитыймузей. В строительствеМалого Эрмитажапринимает участиеЮрий Фельтен, начинавший помощникомБ.Растрелли. Среди его построек, например,Училище для мещанских девицприВоспитательном Обществе благородных девиц(1765-1775 годы, ул. Смольного, 3). Архитектура корпуса сдержанно строга, лишь выходящий к Неве фасад украшен портиками ионического ордера. По собственному проекту им построен «безордерный»Большой Эрмитаж(1771-1787 годы, Дворцовая наб., 34), а такжеАрмянская церковь(1771-1776 годы, Невский пр., 40-42; действует), лютеранские церквисвятой Екатерины(((1768-1771 годы, Большой проспект Васильевского острова, 1; действует) исвятой Анны((1775-1779 годы, Кирочная, 8).

Несколько зданий той поры построил Антонио Ринальди, хотя основные его работы находились вГатчине,Царском Селе,Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге можно видеть его монументальныйМраморный дворец(1768-1785 годы, Миллионная ул., 5; филиалРусского музея), впервые в городе облицованный натуральным камнем, и складской комплексТучков буян(1763-1772 годы, Большой проспект Петроградской стороны, 1а).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4