logo
Рус

Барокко Петровское барокко

См. также: Петровское барокко

Петровские ворота Петропавловской крепости

Кикины палаты

Итальянское бароккоотражало расцвет эпохиабсолютизмавXVI-XVIII веках. Этот стиль в архитектуре отличали сложные криволинейные формы, динамизм, пышность, причудливость. Допетровская архитектураXVII векав России носит название «русское узорочье», воплощенное в основном в храмовой архитектуре и носившее следы византийских традицийМосковской Руси. На основе синтеза этих течений возникло «русское барокко»: вначалемосковское, затемпетровское, хотя они значительно отличаются друг от друга, а вместе — от западноевропейского барокко.

Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром Iзападноевропейскихархитекторов, в основном итальянских и французских. В то же время первые (в основном деревянные) здания города не несли стилистической нагрузки — шла затяжнаяСеверная война. Строилась крепость, порт, верфь, а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров, торговые ряды,слободы.

Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, можно примерно датировать 1703-1740 годами. Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко. В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания.Лепнина,колоннады,портикипрактически не применялись. Иногда элементыархитектурных ордеровлишь обозначались нафасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне. Фасады часто снабжалисьфронтонами,пилястрами,волютами, кровли —шпилямии подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались частоанфиладой. Европейские архитекторы привезли с собой также опыт устройства внутреннего водопровода и смывных туалетов.

Музеефикация фасада Зимнего дворца Петра I

Фортификационная и храмовая архитектура отличались простотой и наивным изяществом (колокольня Петропавловского собора, церковь св. Пантелеймона,Петровские ворота Петропавловской крепостии др.).

Архитекторы той поры — в большинстве иностранцы, приглашенные Петром I. Наиболее известны Дом. Трезини,Ж.-Б. Леблон,Дж. М. Фонтана,Г. Маттарнови,А. Шлютер,М. Г. Земцов.

Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор,Летний дворец Петра I,Меншиковский дворец,Кикины палаты,здание Двенадцати коллегий,Александро-Невская лавра,Кунсткамера, Итальянский дворец А. Д. Меншикова вКронштадтеи др.

Частично сохранился и Зимний дворец Петра Iу Зимней канавки, однако в конце 18 века он был скрыт зданием Эрмитажного театра.

Не сохранились Троице-Петровский собор, Церковь рождества Богородицы на Невском проспекте (1733—1737),Подзорный дворец, Дворец Петра I в Кронштадте и др.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4