logo search
рунге-_2-20~1

Графический дизайн

С 1980-ми годами связано начало нового этапа в отечественном графическом дизайне. Формирование новой творческой концепции проходило в условиях из­ менения социального контекста в обществе и нарождающихся в этой связи об­ щекультурных тенденций. К концу прошлого века графический дизайн, специ­ альность «дизайнер-график» стали весьма востребованными в новых социальноэкономических условиях.

Многие молодые люди, активно стремясь воспользоваться ситуацией, берут­ ся за исполнение заказов, нередко не имея должной подготовки и навыков, а делая упор на возможности современных компьютерных технологий и плодя не­ профессиональные фирменные стили, рекламу и пр. Подлинных мастеров в со­ временном графическом дизайне не так уж много. Для примера остановимся на творчестве трех представителей разных поколений и различных стилевых под­ ходов, объединенных одним знаменательным фактом - получением Государ­ ственной премии в области литературы и искусства. Это творчество В. Акопова (2003), В. Чайки (1995) и А. Логвина (2000).

Валерий Сергеевич Акопов (род. в 1938) - представитель поколения профес­ сионалов, сложившегося в 1960-е годы. Большая часть его творческой деятельно­ сти связана с Мастерской прикладной графики Художественного фонда РСФСР, где он начал работать, будучи еще студентом Полиграфического института, кото­ рый окончил в 1961 году. Как отмечает дизайн-критик С. Серов, Акопов вместе со всей прикладной графикой проходил в 1960-е годы и фестивально-юбилейные уроки, и книжность, и фольклорный декоративизм, и знаковый бум [29.10]. К кон­ цу 1970-х годов определились черты, которые впоследствии стали отличительной особенностью акоповской интерпретации «дизайн-стиля»: повышенная плотность и экспрессивность графического пятна, контрастное сопоставление визуальных масс, особая, узнаваемая пространственность решений. Эти характеристики наглядно про­ явились в таких разработках как система пиктограмм для Московской олимпиады, фирменного стиля объединения «Проммашэкспорт» («ПРОМО») и др.

С 1993 года Акопов руководит созданным им бюро графического дизайна «Акопов: Дизайн и Реклама». Дизайнер, чутко реагируя на происходящие в международной практике процессы (он лично знаком со многими известными зарубежными графиками и издателями специализированных журналов), счи­ тает очень важным живое ощущение традиций, обозначаемое для него поняти­ ем «профессионализма». Это понятие является стержневым для всего творче­ ства В. Акопова и его учеников [29.5; 29.10].

Владимир Чайка (род. в 1955) - весьма своеобразная творческая личность. После окончания Строгановки он работал в Худфонде РСФСР, где были сосре­ доточены лучшие силы московского графического дизайна. Здесь Чайка выпол­ нил ряд крупных проектов, составивших ему имя в профессиональных кругах: фирменные стили Внешнеторгового объединения «Технопромэкспорт», Государ­ ственных музеев Московского Кремля (совместно с М. Жуковым), Центра моды