logo
рунге-_2-20~1

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН. «РЕАЛЬНОЕ» И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СТИЛЬ «ОЛИВЕТТИ»

В1950-е годы США представлялись многим (как в Америке, так и в Европе) главенствующей страной не только в экономике, технике, политике, но и в культу­ ре (голливудские фильмы, музыка Элвиса Пресли и пр.), не говоря уже о дизайне.

Однако к концу того десятилетия появились реальные признаки того, что главенство американской культуры пошатнулось. В самих США начали разда­ ваться голоса против необузданного «вещизма». Как бы внезапно все стало при­ ходить из Италии. Мотороллеры «Веспа» и «Ламбретта» стали для тинэйдже­ ров показателем их положения в обществе. Итальянское кино, его звезды Софи Лорен, Джина Лоллобриджида были в зените славы. Самые эксклюзивные об­ разцы парижской моды носили имя Скьяпарели. Шпильки и остроносые туфли пришли также из Италии [17].

Феномен итальянского дизайна (как и кино) объясняли тем, что он имел преимущество перед остальными видами художественной деятельности - у него было «меньше традиций позади». В частности, мотороллер «Веспа» («Оса») был спроектирован бывшим пилотом итальянских ВВС инженером Каррадино д’Асканио и запущен в серию в 1946 году. «Веспа 125» (1948) стала инновационным транспортным средством XX века, позволявшим перевозить массы людей и грузы, достаточно дешевым и простым в обслуживании. Мото­ роллер, заменив велосипед, стал символом послевоенной (послефашистской) демократической Италии (см. Лекцию 19).

Как серьезное явление итальянский промышленный дизайн сформировался

в1950-е годы с приходом в него целой группы талантливых архитекторов, в т.ч. Дж. Понти - они принесли с собой идеи «органической архитектуры». В это вре­ мя происходит отход от радикального рационализма с его тезисом превращения технико-конструктивной основы в главное средство образной выразительности. Все большее внимание уделяется национальным традициям, индивидуальным потребностям и особенностям человека.

Впоследней трети XX века дизайн Италии представлял сложное и много­ плановое явление, в котором параллельно как бы существовали два самостоя­ тельных направления. С одной стороны, это «реальный» дизайн, связанный с массовым промышленным изготовлением многих видов изделий - от мебели, посуды и других бытовых вещей до сложной оргтехники, станков, автомобилей и других средств транспорта.

Сдругой - разнообразные концептуальные течения, связанные с экспери­ ментами по поводу чего-то нового, иногда находившего реальное использование

впрактике, но чаще остававшегося почти бесплодным теоретизированием [20.8]. Парадокс итальянского дизайна, по мнению дизайнера и архитектора Андреа