logo
рунге-_2-20~1

Дизайн в автомобилестроении

Одна из культовых вещей Америки - это автомобиль; только легковых авто­ мобилей в начале 1950-х годов уже было 47 млн. Автомобиль в США стал ча­ стью личности его владельца и «движимой частью домашнего хозяйства».

От автомобилестроения формообразующие принципы проникли в дизайн жи­ лого интерьера, всей предметной среды. Американцы быстро привыкли к сидени­ ям автомобилей; дизайнер Уолтер Д. Тиг писал в 1940 году: «Автопромышленни­ ки за несколько последних лет внесли больший вклад в искусство комфортабель­ но сидеть, чем создатели стульев за всю предшествующую историю» [17.4].

Воплощением американской мечты 1950-х годов стали автомобили Харли Эрла, создателя многих визуальных клише автомобилестроения США. Харли Дж. Эрл (1893-1969), крупнейший автомобилестроитель и дизайнер США, один из родоначальников стайлинга, возглавлял отдел дизайна самой большой промыш­ ленной корпорации мира - «Дженерал моторе» (1926-1959). Он ввел в автомоби­ лестроение макетирование из глины (1931) и пластилина в натуральную величи­ ну, был сторонником концепции «динамического устаревания».

X. Эрл был одним из главных инициаторов создания и представления на выставках, посещаемых широкими слоями населения, перспективных моделей «dream» («мечта»). Хотя история концептуальных образцов уходит корнями в самое начало эры автомобилестроения, первым концепт-каром в сегодняшнем понимании был «Бьюик Уай-Джоб», созданный конструкторским бюро «Дже­ нерал моторе» при участии X. Эрла в конце 1930-х. Автомобиль, построенный Эрлом фактически «для себя», принес в историю автомобилестроения сразу несколько инновационных решений: стремительный дизайн кузова, невидан­ ную до тех пор вертикальную решетку радиатора, 13-дюймовые колеса, фары с автоматическими шторками, стекла с электроприводами и, конечно, складную крышу - тоже с электроприводом.

После окончания Второй мировой войны X. Эрл образовал новую дизайнер­ скую компанию «Харли Эрл Ассошиэйтс», продолжая работать с «Дженерал мо­ торе». В эти годы автомобили были фактически некоторой «перелицовкой» до­ военных машин по их конструкции и эксплуатационным характеристикам. Но зато в них широко развернулась фантазия дизайнеров.

В 1948 году была выпущена первая модель «Кадиллака» с «килями» на крыльях. Эти элементы до начала 1960-х годов становились все крупнее, но по­ том такая форма вышла из моды и сбыт автомобилей с «крылышками» резко упал. История килей началась во время войны, когда Эрл по приглашению дру­ га, служившего в авиации, получил возможность осмотреть новые истребители. Его внимание привлек, вызвав восхищение, «Локхид Р-38» с двумя двигателя­ ми, сдвоенным фюзеляжем и килем. Эрл добился разрешения показать самолет ведущим дизайнерам фирмы, на которых форма машины произвела такое же глубокое впечатление, как и на него. Через несколько месяцев на эскизах авто­ мобилей стали все явственнее проступать кили, а в 1948 году начался выпуск модели «Сиксти Спешл» [17.5].