Дизайн в автомобилестроении
Одна из культовых вещей Америки - это автомобиль; только легковых авто мобилей в начале 1950-х годов уже было 47 млн. Автомобиль в США стал ча стью личности его владельца и «движимой частью домашнего хозяйства».
От автомобилестроения формообразующие принципы проникли в дизайн жи лого интерьера, всей предметной среды. Американцы быстро привыкли к сидени ям автомобилей; дизайнер Уолтер Д. Тиг писал в 1940 году: «Автопромышленни ки за несколько последних лет внесли больший вклад в искусство комфортабель но сидеть, чем создатели стульев за всю предшествующую историю» [17.4].
Воплощением американской мечты 1950-х годов стали автомобили Харли Эрла, создателя многих визуальных клише автомобилестроения США. Харли Дж. Эрл (1893-1969), крупнейший автомобилестроитель и дизайнер США, один из родоначальников стайлинга, возглавлял отдел дизайна самой большой промыш ленной корпорации мира - «Дженерал моторе» (1926-1959). Он ввел в автомоби лестроение макетирование из глины (1931) и пластилина в натуральную величи ну, был сторонником концепции «динамического устаревания».
X. Эрл был одним из главных инициаторов создания и представления на выставках, посещаемых широкими слоями населения, перспективных моделей «dream» («мечта»). Хотя история концептуальных образцов уходит корнями в самое начало эры автомобилестроения, первым концепт-каром в сегодняшнем понимании был «Бьюик Уай-Джоб», созданный конструкторским бюро «Дже нерал моторе» при участии X. Эрла в конце 1930-х. Автомобиль, построенный Эрлом фактически «для себя», принес в историю автомобилестроения сразу несколько инновационных решений: стремительный дизайн кузова, невидан ную до тех пор вертикальную решетку радиатора, 13-дюймовые колеса, фары с автоматическими шторками, стекла с электроприводами и, конечно, складную крышу - тоже с электроприводом.
После окончания Второй мировой войны X. Эрл образовал новую дизайнер скую компанию «Харли Эрл Ассошиэйтс», продолжая работать с «Дженерал мо торе». В эти годы автомобили были фактически некоторой «перелицовкой» до военных машин по их конструкции и эксплуатационным характеристикам. Но зато в них широко развернулась фантазия дизайнеров.
В 1948 году была выпущена первая модель «Кадиллака» с «килями» на крыльях. Эти элементы до начала 1960-х годов становились все крупнее, но по том такая форма вышла из моды и сбыт автомобилей с «крылышками» резко упал. История килей началась во время войны, когда Эрл по приглашению дру га, служившего в авиации, получил возможность осмотреть новые истребители. Его внимание привлек, вызвав восхищение, «Локхид Р-38» с двумя двигателя ми, сдвоенным фюзеляжем и килем. Эрл добился разрешения показать самолет ведущим дизайнерам фирмы, на которых форма машины произвела такое же глубокое впечатление, как и на него. Через несколько месяцев на эскизах авто мобилей стали все явственнее проступать кили, а в 1948 году начался выпуск модели «Сиксти Спешл» [17.5].
- Дизайн в автомобилестроении
- ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ФРАНЦИЯ
- Авангардный графический дизайн
- Лекция 19
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ДИЗАЙН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
- «Безопасный» автомобиль
- Метрополитен
- Сканирующий зондовый микроскоп
- Лекция 20
- ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН. «РЕАЛЬНОЕ» И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СТИЛЬ «ОЛИВЕТТИ»
- «Реальный» промышленный дизайн
- Концептуальные направления
- Лекция 21
- ДИЗАЙН СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
- Дизайн Финляндии
- Дизайн Швеции
- Дизайн Дании
- Лекция 22
- ДИЗАЙН ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ (ФРГ)
- Высшая школа формообразования в г. Ульме
- Стиль компании «Браун»
- Дизайнерская группа «Фрогдизайн»
- Второй пример (короткий)
- Литература
- ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Промышленный дизайн. Организационные формы дизайн-деятельности
- Фирма «ГК». Кендзи Экуан
- Графический дизайн. Промышленная графика
- Ашпература
- Время «оттепели», создание ВНИИТЭ
- Международные контакты и мероприятия ВНИИТЭ
- Литература
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА, ИХ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ (I960—1980-е годы)
- Аксиоморфологическая концепция дизайна
- Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ
- Литература
- ДИЗАЙН СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
- Чехословацкая Социалистическая Республика
- «Функция — форма — качество». Германская Демократическая Республика
- Литература
- Массовая культура, поп-искусство (поп-арт)
- Направление «оп-арт»
- Дизайн для реального мира Виктора Папанека
- Постмодернизм в дизайне
- Литература
- ДИЗАЙН В ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Художественно-экспертный совет (Совет по дизайну) отрасли
- Аишерашура
- Промышленный дизайн
- Проект поезда метрополитена
- Графический дизайн
- НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
- Системно-средовой подход в дизайнерских вузах
- Аитература
- по дисциплине «История дизайна»
- Аитература