«Реальный» промышленный дизайн
Успех итальянского промышленного дизайна связан с высоким индивидуаль ным мастерством творческих личностей, их изобретательностью, постоянной го товностью экспериментировать с новыми материалами и технологическими про цессами (в частности, М. Беллини на «Оливетти»). Значимость этого фактора выпукло проявилась на фоне ряда неблагоприятных моментов, в известной степе ни тормозивших развитие итальянского дизайна. Италия - одна из немногих раз витых стран, где не было даже попыток сведения дизайнерских организаций в еди ную общегосударственную систему или хотя бы координации их деятельности. Созданная в 1956 году Ассоциация по промышленному дизайну (ADI) - органи зация авторитетная и представительная, но сугубо общественная, не связанная с государственным аппаратом. В конце 1970-х годов она насчитывала почти 300 чле нов, более 30 из которых были крупными промышленными фирмами, активно способствовавшими развитию дизайна; к 2000 году количество фирм выросло до 80-ти. Ассоциация организует международные (в т.ч. в России) и национальные выставки, дискуссии по проблемам дизайна, различные конкурсы. Широкой изве стностью и высоким престижем пользуются конкурс и национальная премия «Зо лотой циркуль». Первые премии «Золотой циркуль» были присуждены на Х-й триеналле декоративного искусства, архитектуры и дизайна, Милан, компании «Ринашенте» (сеть универмагов). Целью учреждения приза «Золотой циркуль» в тот период было стимулирование повышения качества выпускаемых товаров, их обновление, способствование при этом росту и созданию новых предприятий-про- изводителей и, конечно, содействие становлению профессии дизайнера. С 1958 года началось тесное сотрудничество «Золотого циркуля» с ADL
Уже отмечалось, что формирование «реального» направления в итальянском промышленном дизайне в 1950-е годы было связано с приходом в него целой группы талантливых архитекторов. Одна из наиболее ярких личностей тех лет - Дж. Понти.
Джованни Понти (1891-1979), выдающийся итальянский архитектор, худож ник, дизайнер, педагог, создатель известного журнала «Домус» (Domus) в 1928 году, главный редактор этого журнала практически до конца жизни (исклю чая период 1940-х). В 1925 году получил Гран-при на Парижской выставке «Ар деко». Активно работал как архитектор, дизайнер серийных предметов для ин терьеров (мебель и пр.). Он проектировал изделия индустриального дизайна, в том числе корабельное оборудование и даже большие комплексы. В то же время любил создавать эксклюзивные вещи высокого вкуса. Роль Джованни Понти в итальянском и мировом дизайне, его популярность в широких кругах были столь велики, что в специальной литературе его именовали коротко Джо, а друзья и близкие называли его Неистовым Джо.
Идеи Дж. Понти - показательная иллюстрация того, что индивидуализация концепций дизайна со временем углубляется. Настрой его убеждений - художест венный и, более того, антитехницистский: «У нашего времени нет стиля, нет ис торически закрепленного языка формы. Мы оторвемся от стиля, используя ог
- Дизайн в автомобилестроении
- ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ФРАНЦИЯ
- Авангардный графический дизайн
- Лекция 19
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ДИЗАЙН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
- «Безопасный» автомобиль
- Метрополитен
- Сканирующий зондовый микроскоп
- Лекция 20
- ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН. «РЕАЛЬНОЕ» И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ. СТИЛЬ «ОЛИВЕТТИ»
- «Реальный» промышленный дизайн
- Концептуальные направления
- Лекция 21
- ДИЗАЙН СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
- Дизайн Финляндии
- Дизайн Швеции
- Дизайн Дании
- Лекция 22
- ДИЗАЙН ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ (ФРГ)
- Высшая школа формообразования в г. Ульме
- Стиль компании «Браун»
- Дизайнерская группа «Фрогдизайн»
- Второй пример (короткий)
- Литература
- ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Промышленный дизайн. Организационные формы дизайн-деятельности
- Фирма «ГК». Кендзи Экуан
- Графический дизайн. Промышленная графика
- Ашпература
- Время «оттепели», создание ВНИИТЭ
- Международные контакты и мероприятия ВНИИТЭ
- Литература
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА, ИХ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ (I960—1980-е годы)
- Аксиоморфологическая концепция дизайна
- Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ
- Литература
- ДИЗАЙН СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
- Чехословацкая Социалистическая Республика
- «Функция — форма — качество». Германская Демократическая Республика
- Литература
- Массовая культура, поп-искусство (поп-арт)
- Направление «оп-арт»
- Дизайн для реального мира Виктора Папанека
- Постмодернизм в дизайне
- Литература
- ДИЗАЙН В ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Художественно-экспертный совет (Совет по дизайну) отрасли
- Аишерашура
- Промышленный дизайн
- Проект поезда метрополитена
- Графический дизайн
- НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
- Системно-средовой подход в дизайнерских вузах
- Аитература
- по дисциплине «История дизайна»
- Аитература