logo
рунге-_2-20~1

«Реальный» промышленный дизайн

Успех итальянского промышленного дизайна связан с высоким индивидуаль­ ным мастерством творческих личностей, их изобретательностью, постоянной го­ товностью экспериментировать с новыми материалами и технологическими про­ цессами (в частности, М. Беллини на «Оливетти»). Значимость этого фактора выпукло проявилась на фоне ряда неблагоприятных моментов, в известной степе­ ни тормозивших развитие итальянского дизайна. Италия - одна из немногих раз­ витых стран, где не было даже попыток сведения дизайнерских организаций в еди­ ную общегосударственную систему или хотя бы координации их деятельности. Созданная в 1956 году Ассоциация по промышленному дизайну (ADI) - органи­ зация авторитетная и представительная, но сугубо общественная, не связанная с государственным аппаратом. В конце 1970-х годов она насчитывала почти 300 чле­ нов, более 30 из которых были крупными промышленными фирмами, активно способствовавшими развитию дизайна; к 2000 году количество фирм выросло до 80-ти. Ассоциация организует международные (в т.ч. в России) и национальные выставки, дискуссии по проблемам дизайна, различные конкурсы. Широкой изве­ стностью и высоким престижем пользуются конкурс и национальная премия «Зо­ лотой циркуль». Первые премии «Золотой циркуль» были присуждены на Х-й триеналле декоративного искусства, архитектуры и дизайна, Милан, компании «Ринашенте» (сеть универмагов). Целью учреждения приза «Золотой циркуль» в тот период было стимулирование повышения качества выпускаемых товаров, их обновление, способствование при этом росту и созданию новых предприятий-про- изводителей и, конечно, содействие становлению профессии дизайнера. С 1958 года началось тесное сотрудничество «Золотого циркуля» с ADL

Уже отмечалось, что формирование «реального» направления в итальянском промышленном дизайне в 1950-е годы было связано с приходом в него целой группы талантливых архитекторов. Одна из наиболее ярких личностей тех лет - Дж. Понти.

Джованни Понти (1891-1979), выдающийся итальянский архитектор, худож­ ник, дизайнер, педагог, создатель известного журнала «Домус» (Domus) в 1928 году, главный редактор этого журнала практически до конца жизни (исклю­ чая период 1940-х). В 1925 году получил Гран-при на Парижской выставке «Ар деко». Активно работал как архитектор, дизайнер серийных предметов для ин­ терьеров (мебель и пр.). Он проектировал изделия индустриального дизайна, в том числе корабельное оборудование и даже большие комплексы. В то же время любил создавать эксклюзивные вещи высокого вкуса. Роль Джованни Понти в итальянском и мировом дизайне, его популярность в широких кругах были столь велики, что в специальной литературе его именовали коротко Джо, а друзья и близкие называли его Неистовым Джо.

Идеи Дж. Понти - показательная иллюстрация того, что индивидуализация концепций дизайна со временем углубляется. Настрой его убеждений - художест­ венный и, более того, антитехницистский: «У нашего времени нет стиля, нет ис­ торически закрепленного языка формы. Мы оторвемся от стиля, используя ог­