logo
рунге-_2-20~1

Высшая школа формообразования в г. Ульме

Тенденции в западногерманском дизайне тех лет во многом складывались под влиянием идей «Ульмской концепции», связанной с теорией и практикой Выс­ шей школы формообразования в г. Ульме.

Начало созданию Ульмской школы было положено в 1949 году. Школа была задумана как частное учебное заведение, независимое от государства, создавае­ мое на средства людей, пострадавших от фашизма, и в память о Гансе и Софии Шолль - членах сопротивления «Белая роза», замученных нацистами. Первым руководителем школы (с 1951 по 1956) стал Макс Билл, крупнейший швейцар­ ский художник, дизайнер, архитектор, теоретик искусства и педагог. Он учился в Баухаузе, преподавал в Школе прикладного искусства в Цюрихе, проектиро­ вал электроприборы, мебель, занимался дизайном рекламы и выставок, разрабо­ тал концепцию выставки «Хорошая форма» (1949). В 1951 году Макс Билл при­ ступил к проектированию и строительству комплекса зданий Школы, одновре­ менно разрабатывая ее учебно-педагогическую программу. Педагогическая кон­ цепция являлась продолжением идей Баухауза о новом единстве искусства и техники. В основе программы М. Билла для Ульма лежало понимание формооб­ разования как творчески-гуманитарного и синтезирующего процесса, концепту­ ально связанного с рационально-эстетической теорией дизайна. Согласно этой теории, насколько органично человек формирует окружающий его предметный мир, настолько органично данный мир сам воздействует на человека. Уделяя большое внимание проблеме формы, М. Билл резко выступал против вялости и нейтральности формы, особенно против ее стилизации как фактора сбыта, при­ зывая стремиться к «честной форме».

Планомерная учеба началась с конца 1953 года, а официальная церемония открытия школы, на которой напутственную речь произнес основатель Баухауза Вальтер Гропиус, состоялась 2 октября 1955 года.

В Ульмской школе существовали четыре факультета.

Факультет дизайна промышленных изделий выпускал специалистов по из­ делиям, используемым в быту, на производстве, в научно-исследовательских и медицинских учреждениях, а также в учебных заведениях. Практические зада­ ния были направлены не столько на разработку отдельных изделий, сколько на создание целых комплексных групп изделий, обладающих стилевым единством.

Факультет строительства был призван готовить архитекторов для проек­ тирования объектов, воздвигаемых индустриальными методами. В учебной программе этого факультета руководители школы стремились избежать недо­ статков традиционного архитектурного образования, не учитывающего потреб­ ности строительства, в котором все большую роль объективно играли индуст­ риальные методы.

Факультет визуальных коммуникаций готовил специалистов в области по­ лиграфии, графики, фотографии, оформления выставок и дизайна упаковки. На факультете обучались также специалисты для работы в документальной кинема­