logo
рунге-_2-20~1

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. ФРАНЦИЯ

Многие страны Западной Европы после окончания Второй мировой войны лежали в руинах. Большое влияние на их экономику, социально-политическую и культурную жизнь оказывали Соединенные Штаты Америки. Для возрожде­ ния экономики западноевропейских стран по Плану Маршалла, принятому ад­ министрацией США в 1947 году, предоставлялись финансовые средства и но­ вейшие технологии. План развития получил имя его инициатора - Джорджа Маршалла (1880-1959), генерала, начальника Генштаба (1939-1945), государ­ ственного секретаря (1947-1949), а затем и министра обороны США. В осуще­ ствлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Турцию.

В 1948 году было утверждено выделение 17 млн долларов на четыре года. План Маршалла совсем не был альтруистским - это не было бескорыстной за­ ботой о благе других. Для США, чтобы не лишиться весьма необходимых евро­ пейских рынков сбыта средств производства, товаров массового спроса и прочей американской продукции, было жизненно необходимо предотвратить экономи­ ческий хаос и полный упадок. Преследовались и политические цели - укрепле­ ние влияния США, усиление борьбы с коммунистической идеологией.

План Маршалла предлагался и Советскому Союзу, но был отвергнут руко­ водством страны во главе со Сталиным. Более того, в те годы резко обострились отношения между двумя основными социально-экономическими системами мира, а противостояние ведущих стран этих систем - СССР и США - обостри­ лось. Между ними опустился так называемый «железный занавес». Выделяют два факта кануна полномасштабной «холодной войны». Первый - эта речь веду­ щего политического деятеля Великобритании Уинстона Черчилля (1874-1965) в г. Фултоне, США, 5 марта 1946 года с призывом к созданию военно-полити­ ческого союза, направленного против СССР и стран народной демократии Во­ сточной Европы.

Второй - это развертывание в Советском Союзе кампании по борьбе с кос­ мополитизмом, целью которой было «поставить барьер между советским наро­ дом, социалистической культурой и западным обществом, буржуазной культу­ рой западных стран». Началом кампании стало принятие решения ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946). Главными объектами (точнее субъектами) резкой (необоснованно-злобной) критики оказались поэтесса Анна Ахматова и писатель Михаил Зощенко. Затем последовали разгромные решения по драматургии, кинематографу, музыкальной культуре.

В странах Западной Европы после окончания войны необходимо было вос­ становить производство, быстро перестроить промышленность на выпуск мир­ ной продукции. При этом стало очевидно, что выпускавшиеся в предвоенные и, частично, в военные годы изделия и товары отстали по потребительскому уров­ ню от технико-технологических возможностей производства, а также не соответ­