logo
рунге-_2-20~1

ДИЗАЙН СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

После Второй мировой войны сформировалась система социалистических стран, объединенных социально-экономической и политической общностью, в ко­ торой на плановой основе складывалась совокупность товарно-денежных отноше­ ний. Наиболее конкретно содружество в хозяйственно-экономической деятельно­ сти, в научно-технической и культурной областях проявлялось в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ, учрежден в 1949). Одновременно с эконо­ мической и социально-культурной интеграцией СССР и социалистических стран Восточной Европы между ними сложился относительно замкнутый рынок.

Сотрудничество стран-членов СЭВ развивалось в различных областях; пред­ метная среда в них также становилась во многом результатом совместных уси­ лий. В домах на кухне могли встретиться венгерская мебель, советский холо­ дильник, польская газовая плита, светильники, миксер и другая бытовая техни­ ка из Германской Демократической Республики (ГДР), болгарская керамика и чехословацкое стекло. В офисах соседствовали венгерская вычислительная тех­ ника и мебель, осветительная арматура из ГДР; венгерская и советская меди­ цинская техника работали вместе в больницах и поликлиниках. Советские теп­ ловозы, чехословацкие электровозы везли поезда из вагонов, построенных в ГДР; на улицах городов, на шоссе между ними - венгерские «Икарусы», советские «ЛИАЗы» и т.д. Развивалось и многостороннее сотрудничество по разработке конкретных видов продукции (станки, научное оборудование и пр.).

Одной из граней процесса экономической и социально-культурной интегра­ ции было сотрудничество в области дизайна. Произошедшие в конце XX века социально-политические и хозяйственно-экономические события в «социалисти­ ческом лагере» позволяют сегодня довольно четко отмерить основной времен­ ной отрезок этого сотрудничества - двадцать с небольшим лет. Точкой отсчета можно считать Первую всесоюзную выставку по художественному конструиро­ ванию в Москве (1965), в рамках которой представительные организации социа­ листических стран обсудили теоретические направления и организационные формы дизайна. Основные итоги фактически были подведены крупным много­ плановым мероприятием также в Москве. Весной 1985 года прошли междуна­ родная выставка и симпозиум «Дизайн - социалистическому обществу» [26.6; 26.10]. Итоговой стала 2-ая выставка под этим же девизом в Праге в 1988 году.

Развитие дизайна и его организационных форм в социалистических странах включало несколько этапов - от формирования отдельных дизайнерских служб в конце 1940-начале 1950-х годов до создания развитых государственных систем ди­ зайна, активно участвовавших в промышленном производстве и социально-культур­ ной жизни. Благодаря возросшему внутригосударственному влиянию и междуна­ родному авторитету к концу 1960-х годов членами ИКСИДа уже были восемь орга­ низаций из шести социалистических стран: ВНИИ технической эстетики СССР,

Институт технической эстетики ПНР, Институт технической эстетики ГДР, по две