logo
рунге-_2-20~1

ДИЗАЙН ЯПОНИИ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Виюле-августе 1984 года в Москве прошла представительная выставка «Японский дизайн. Традиции и современность». Выставка при первом осмотре

ипервых впечатлениях вызвала недоумение специалистов: «Что нам показыва­ ют? Есть ли вообще японский дизайн?». Чем было обусловлено такое впечатле­ ние и некоторое смятение мыслей, и что на самом деле было представлено на выставке?

Это была большая выставка (более 2-х тыс. экспонатов) образцов японской материальной культуры и современного дизайна, т.е. как бы две экспозиции, тес­ но соединенные в одну.

Вэкспозиции декоративно-прикладного искусства (произведения ис­ кусств и изделия ремесел) было трудно сразу отличить (да и потом тоже), какие из предметов созданы несколько веков назад, какие в XIX веке, а ка­ кие - сегодня.

Впредметах современного японского дизайна бросалось в глаза их «несоб­ ственное лицо», т.е. явственно проявились характерные черты американского и европейского направлений формообразования изделий. Автомобили - как в Америке и Европе; многие элементы посуды, особенно фарфоровой с металли­ ческими ручками, напоминают работы финна Тимо Сарпаневы и т.д.

Главное - экспонаты почти ничем не напоминали о своем японском про­ исхождении. Объяснение этого явления заключалось в том, что японская про­ дукция предназначалась, в основном, для экспорта с хождением по всему миру и поэтому нигде не должна была казаться чужой. Более того, японцы поставляли в Америку фактически созданные ими «американизированные» культурные образцы, начиная все больше влиять на формирование «амери­ канского образа жизни» (электроника, видеотехника, фотоаппаратура, часы, автоматизированные кухонные агрегаты и даже автомобили). При этом по­ ставлялись не отдельные новые образцы (как это делали сами американцы), а выплескивались сразу целые комплексы, системы изделий новых поколе­ ний. Черный цвет японской электроники в те годы стал опознавательным цветом «электронной цивилизации».

Вэкспозиции выставки, слайд-фильме, демонстрировавшемся на ней, в ее каталоге отчетливо прослеживалась целостная философская концепция. На ос­ нове сложившегося в японской национальной культуре образного понимания природы, сменяемости и повторяемости ее периодов активно звучала тема не просто влияния вековых традиций на современное искусство, дизайн и ремесло, а цикличность процессов на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Вкаталоге выставки говорилось: «Будь то смена времен года... или чередова­ ние рассвета и заката, дня с ночью, японцам свойственно постоянное ощущение в этом не только бренности бытия, но и бесконечного вращения времени». В этих строках кроется ключ к концепции выставки. Не прямолинейное движение из прошлого в будущее, от традиций к современности, а круговорот времени с